03.04.2003

"Гжель" пошла в продажу. "Сокол" заключил контракты на первые восемь самолетов



Нижегородский авиазавод "Сокол" заключил первые контракты на продажу восьми легких самолетов М-101Т "Гжель" на сумму более $10 млн. Крупнейший акционер завода ГК "КАСКОЛ" надеется за три года довести продажи до 100 машин. Представители завода более осторожны в прогнозах, так как рынок малой авиации в России не развит, а вступление в ВТО может вызвать приток импортной авиатехники.
Легкий турбовинтовой самолет М-101Т "Гжель" (планируется переименовать в "Сокол") был разработан ОКБ "ЭМЗ им. В. М. Мясищева" в начале 1990-х гг. для грузовых и пассажирских перевозок на региональных линиях, может использоваться как самолет бизнес-класса, административный и специальный. Оснащен турбовинтовым двигателем M601F-32 чешской компании Walter. Вмещает до семи человек. По данным разработчиков, расход самолетом топлива составляет 2,7 - 3,3 кг на одного пассажира на 100 км.

Первая "Гжель", изготовленная на "Соколе", совершила испытательный полет еще в 1995 г. , но сертификация самолета из-за нехватки средств растянулась на семь лет. За это время было изготовлено или запущено в производство до 20 машин.

Для продвижения и продаж самолета "КАСКОЛ", "Сокол" и ЭМЗ им. Мясищева в 2001 г. учредили в Москве компанию "НОРС" ( "Новые региональные самолеты"). Как сообщили в пресс-службе авиазавода, в марте "НОРС" дала заявку на поставку до сентября 2003 г. первых восьми машин. Информацией о заказчиках на заводе не располагают. Представитель "НОРС" Галина Истратова отказалась их назвать и сказала только, что это физические и юридические лица из России. Первые самолеты будут отгружены заказчикам уже в апреле-мае, цена каждого составит около $1,3 млн. По словам Истратовой, до конца 2005 г. предполагается продать до 100 самолетов "Гжель", в т. ч. на экспорт.

На заводе пока воздерживаются от прогнозов. Представитель "Сокола" сказал "Ведомостям", что в России платежеспособный спрос на самолеты такого класса составляет от 10 штук в год. "Сейчас идут переговоры о продаже нескольких десятков машин. "Конкурентов у "Гжели" практически нет (зарубежный аналог швейцарской компании Pilatus продается в России единицами и стоит $2,5 - 2,8 млн) , но рынок не развит, к тому же после вступления России в ВТО возможен наплыв подержанной авиатехники", - говорит представитель завода. К основным потребителям на заводе относят авиакомпании, а также частных лиц и предприятия. Возлагаются надежды на МЧС и другие госструктуры. Чтобы сделать самолет более доступным, прорабатываются схемы продажи в лизинг. Для подготовки летно-технического состава сейчас на "Соколе" создается учебный центр.

По мнению эксперта НИИ экономики авиапромышленности Олега Пантелеева, если не 100, то минимум 50 "Гжелей" в ближайшие годы совершенно реально продать, если таможенные пошлины останутся заградительными и в Россию не повезут иностранные аналоги 10-летнего возраста. По его данным, сейчас в этом сегменте есть только устаревший 10-местный Ан-2. Из иностранных моделей единицами продаются Cessna Caravan (стоит $1,335 - 1,65 млн без учета доставки и таможенных пошлин, составляющих 44% ) и более крупный Pilatus. В случае снижения таможенных пошлин преимуществом иностранных поставщиков станет возможность рассрочки, к тому же они могут найти партнеров по сборке авиатехники в России, считает Пантелеев. По его мнению, в стране можно было бы продавать 200 - 300 легких самолетов в год, если бы действующие ограничения не мешали частным владельцам их эксплуатировать. Пока же емкость рынка реально ограничена десятками машин. На "Соколе" готовы при наличии спроса выпускать 100 - 150 "Гжелей" в год. Пантелеев считает, что такой объем производства позволил бы снизить себестоимость машины и даже обеспечил бы рентабельность всему заводу. "Производство нескольких десятков легких самолетов в год - не выход для завода. При таком объеме на продаже каждого самолета "Гжель" можно заработать не более $200 000", - говорит он.

Источник: Ведомости