03.04.2003

Борису Березовскому не дали убежища. Но оставили на свободе



Фото: AP   
 Борис Березовский покинул здание суда в маске Владимира Путина, сказав напоследок журналистам: «Зовите меня теперь Владимиром Владимировичем»
Вчера магистратский суд Лондона провел так называемое техническое заседание по делу об экстрадиции Бориса Березовского и Юлия Дубова. На процессе один из адвокатов опального предпринимателя сообщил важную новость: глава МВД Великобритании Дэвид Бланкетт отказал господину Березовскому в политическом убежище. Вместе с тем суд признал наличие угрозы его жизни.

       Генпрокуратура России требует от английских властей выдать учредителя ЛогоВАЗа Бориса Березовского и экс-гендиректора этой компании Юлия Дубова за "тяжкое преступление" – зачетную сделку, произведенную в 1994-1995 годах между АвтоВАЗом, ЛогоВАЗом и администрацией Самарской области. К тому времени ЛогоВАЗ задолжал АвтоВАЗу за отгруженные 2333 автомобиля. Поскольку АвтоВАЗ тогда числился в должниках по налогам перед бюджетом Самарской области, решено было провести взаимозачет: администрация получила 6% акций ЛогоВАЗа, а автозаводу списали долги в областной бюджет. В результате этой сделки бюджет, по мнению следователей, потерял 60 млн руб.
       На вчерашнее заседание суда Борис Березовский и Юлий Дубов прибыли вместе со своими финансовыми гарантами: лордом Беллом (бывшим имиджмейкером премьер-министра Англии Маргарет Тэтчер) и юристом Стивеном Кертисом. Именно они внесли по 50 тыс. фунтов ($85 тыс.) залога за каждого из обвиняемых. "Группа поддержки" включала в себя также отставного подполковника ФСБ Александра Литвиненко и председателя исполкома партии "Либеральная Россия" Андрея Сидельникова.
       После того как магистратский судья Тимоти Уоркман (он же ведет дело об экстрадиции спецпредставителя президента Чечни Ахмеда Закаева) убедился в том, что перед ним действительно предстали господа Березовский и Дубов, их адвокаты обратились к суду с щепетильной просьбой. Они попросили запретить обнародование адресов их подзащитных. Судья Уоркман спросил защитников, находится ли жизнь их клиентов под угрозой, и получил утвердительный ответ, после чего огласил свое определение: запретить публикацию где-либо домашних адресов обоих подследственных.
       Около десяти минут секретарь суда зачитывал обвинение, заочно предъявленное российской Генпрокуратурой Борису Березовскому и Юлию Дубову. Сразу после его оглашения слово взял адвокат господина Березовского Алун Джонс:
       – Все детали упомянутой зачетной сделки были опубликованы в бюджете Самарской области еще в 1996 году, сказал защитник,– однако прокуратура России придала ей внимание только пять лет спустя. Политический мотив этого дела очевиден, ведь мой подзащитный является политическим врагом нынешнего российского руководства, так как выступает против войны в Чечне, усиления роли спецслужб и концентрации власти. За последние годы президентская администрация отняла у Бориса Березовского два телеканала – ОРТ и ТВ-6, что, по моему мнению, также доказывает политический характер его уголовного преследования. Между тем, согласно британскому закону об экстрадиции, принятому в 1989 году, выдаче не подлежат лица, "преследуемые по религиозным, расовым, национальным и политическим причинам".
       Адвокат Джонс вынужден был на суде придать огласке неприятную для его клиента новость: глава МВД Великобритании Дэвид Бланкетт отказал Борису Березовскому в предоставлении политического убежища в этой стране. Причем в качестве причины отказа приводился именно тот факт, что Генпрокуратура требует его экстрадиции. Напомним, что прошение о политическом убежище Борис Березовский подал еще в октябре 2001 года, и один из двух его поручителей, правозащитник Владимир Буковский, тогда заявлял Ъ, что "никаких проблем с этим не возникнет".
       Впрочем, у адвоката господина Березовского есть право опротестовать решение МВД в судебном порядке. Следующее же заседание суда по делу о его экстрадиции состоится 13 мая. Однако и оно будет техническим: на нем стороны лишь определят срок начала процесса (скорее всего, не раньше начала июня). А пока судья Уоркман оставил Бориса Березовского и Юлия Дубова на свободе под залог. Первому даже разрешили проживать одновременно по трем адресам, правда, он должен будет заранее оповещать Скотленд-Ярд, где именно он находится в тот или иной день.
       Борис Березовский покинул здание суда в маске Владимира Путина, сказав напоследок журналистам: "Зовите меня теперь Владимиром Владимировичем". Комментируя отказ в предоставлении политического убежища, он заметил, что "не питает иллюзий в отношении Запада". Обвиняемый также привел историческую аналогию, вспомнив, что после второй мировой войны британское правительство выдало казахов на уничтожение Сталину. Впрочем, господин Березовский, несмотря ни на что, полон оптимизма: он убежден, что "инициированное бывшими товарищами в Кремле" дело о его экстрадиции лишь поможет ему в политической деятельности. Вероятность же его выдачи российской прокуратуре, по его мнению, "равняется нулю".

Источник: Коммерсант