08.04.2003

Европейской рекламе грозит кризис



ЛОНДОН - Аналитики полагают, что в этом году в Европе на рекламу тратиться будет меньше. В США, говорят они, расходы на рекламу скорее всего будут расти, однако все зависит от продолжительности военной операции в Ираке.
В США расходы на рекламу в крупных СМИ - сюда входят газеты, журналы, ТВ, радио, кино, наружная реклама и реклама в Интернете - должны в 2003 г. вырасти на 2,2% по сравнению с прошлым годом. К таким выводам приходит маркетинговая компания ZenithOptimedia, которой владеют французская Publicis Groupe и британская Cordiant Communications Group.

Иными словами, Zenith Optimedia повысила свой прогноз: в декабре прошлого года она обещала, что расходы на рекламу в крупных американских СМИ вырастут на 1,9%. Оптимизм аналитиков объясняется в числе прочего тем, что вырос спрос на телевизионную рекламу - в особенности со стороны автомобильных компаний, компаний розничной торговли и риэлторских фирм.

"Мы хотели бы уточнить, - говорится в докладе Zenith Optimedia, - что затянувшаяся война в Ираке сильно подорвет уверенность рекламодателей. Быстрое завершение операции произведет противоположный эффект". По словам аналитиков, с началом войны многие американские рекламодатели отозвали свою рекламу. Некоторым из них не хочется, чтобы реклама их продукции появлялась рядом с военной хроникой. Правда, у большинства такой шаг продиктован куда менее возвышенными причинами - они попросту пересмотрели долгосрочный рекламный бюджет.

Оглядываясь на Европу, ZenithOptimedia меняет тон с оптимистичного на мрачный. Компания считает, что на европейских рынках рост рекламных расходов будет замедляться. Аналитики склонны объяснять это в первую очередь затянувшимся недомоганием экономики Старого Света. По прогнозам ZenithOptimedia, на пяти крупнейших европейских рынках - в Германии, Британии, Франции, Испании и Италии - в 2003 г. рекламные расходы вырастут всего на 0,4%. Между тем еще в декабре маркетинговая компания прогнозировала там рост в размере 1,8%.

Особенно уязвимым представляется рекламный рынок Германии - третий в мире после США и Японии. ZenithOptimedia полагает, что среди упомянутых пяти "европейских чемпионов" германский рынок - единственный, на котором в этом году будет отмечен отрицательный рост. Если в декабре компания рассчитывала, что в 2003 г. германский рынок рекламы вырастет на 1% , то теперь аналитики компании считают, что он, напротив, сократится на 0,9%.

Если расходы на рекламу в таких секторах, как автопром, бытовая химия, косметика, лекарства и туризм, остаются на прежнем уровне, то в таких категориях, как телекоммуникации, финансы, СМИ, пиво и безалкогольные напитки, отмечается спад, отражающийся и на общей картине.

Для других европейских рынков ZenithOptimedia тоже понизила свой прогноз. Например, теперь аналитики утверждают, что во Франции расходы на рекламу в крупных СМИ вырастут не на 1,6% , как они утверждали в декабре, а только на 1,3%. Если на телевидении и радио рекламы становится больше, то расходы на наружную рекламу и рекламу в кинотеатрах не растут вообще.

Источник: Ведомости