09.04.2003

Экспериментальные бутерброды спасут McDonald's



Крупнейшая сеть ресторанов быстрого питания намерена вернуть утраченные позиции за счет сокращения инвестиций, повышения дивидендов и предоставления новых услуг. На фондовом рынке эта новость вызвала рост цен на акции McDonald's.

Компания McDonald's заявила о сокращении в 2003 году расходов на ремонт старых и открытие новых ресторанов с $1,2 млрд до $700 млн. По словам нового генерального директора McDonald's Джима Канталупо, эта мера является элементом новой стратегии, которая должна помочь улучшить финансовые показатели компании. Напомним, что в прошлом году McDonald's впервые за всю историю своего существования понес убытки в размере $343,8 млн.
Сообщение о сокращении капиталовложений немедленно вызвало рост котировок акций McDonald's на 8,6% – с $12,5 до $15,80.

Канталупо также пообещал повысить дивиденды и не исключил вероятности возвращения к программе выкупа своих акций, которая в связи с большими убытками была временно приостановлена.

Кроме того, McDonald's собирается улучшить качество блюд и предложить потребителям новые услуги сервиса. Например, для привлечения большего числа клиентов с марта в некоторых городах Америки ввели в действие экспериментальную программу, в соответствии с которой купившему то или иное блюдо будет предоставлен бесплатный выход в интернет.

Правда, скептики уже заговорили о том, что работа в интернете во время принятия пищи может привести к неприятным для компании последствиям – например, вследствие потери внимания ожоги от разлива горячего кофе станут обычным делом. А это даст повод к судебным разбирательствам и, в свою очередь, приведет к расходам, чего сейчас компания и опасается.

В связи с сокращением расходов в этом году будет отремонтировано и переоборудовано только тысячи ресторанов из примерно полутора тысяч, которые предполагалось отремонтировать. Оставшиеся рестораны (в основном в США и Японии) будут закрыты. По мнению Канаталупо, закрытие части ресторанов должно остановить тенденцию к снижению объемов продаж на других участках рынка.

Однако Канталупо почему-то не учел, что в прошлом году именно огромные издержки по реализации плана закрытия ресторанов привели к огромным убыткам, так как сильно увеличились затраты на выплату компенсаций увольняемым работникам. Кроме того, в 2003 году будет открыто только 360 новых ресторанов McDonald's, когда планировалось более 900.

Новая стратегия, по мнению руководства, сократит задолженность на $300-700 млн и позволит компании к 2005 году увеличить рост продаж на 3-5%, а рост прибыли – на 6-7%. По мнению американских аналитиков, на сегодняшний день в США рост продаж ресторанов быстрого питания заметно упал по сравнению с ростом ресторанов среднего класса, что дало повод говорить о кризисе сетей фаст-фуд.

Связано это прежде всего с высоким ростом конкуренции и начавшимся в США бумом здорового образа жизни. Правда, такая ситуация пока складывается только в развитых странах, чье население имеет высокие доходы. В развивающихся странах, к которым можно отнести и Россию, сети быстрого питания пока чувствуют себя комфортно.

Источник: Газета.RU