14.04.2003

Минтранс сбил 233 авиакомпании



Замминистра транспорта Карл Руппель заявил, что «в России должно быть всего две авиакомпании вместо 235 действующих в настоящее время». Чтобы ускорить процесс, министерство решило ужесточить требования к деятельности авиаперевозчиков.

Как подчеркнул в пятницу на брифинге замминистра транспорта Карл Руппель, во введенных с апреля новых правилах деятельности авиакомпаний ужесточены требования к ним по количеству самолетов. Наказанием может быть даже лишение сертификата. Правила ужесточают также требования к квалификации сотрудников. Компании, согласно новым правилам, обязаны иметь определенный резерв воздушных судов (он зависит от количества выполняемых рейсов). Лишиться сертификата можно и за перегруз.

Подведомственная Минтрансу Госслужба гражданской авиации (ГСГА) и раньше боролась с небольшими авиакомпаниями, причем глава ГСГА Александр Нерадько всегда ставил это в заслугу своему ведомству. Меняли правила осуществления чартерных перевозок, правила выдачи лицензий на направления. Теперь инструменты стали еще эффективнее.

Своего пика количество авиакомпаний достигло в 1994 году – их тогда было 393, потом, в связи с введением обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов наметилась тенденция снижения общего количества авиакомпаний.

По данным ГСГА, на конец 2001 года в России осталось 267 авиакомпаний. В будущем планируется свести их количество к 100-150 (высказывание Руппеля о том, что хватит и двух компаний, было не вполне серьезным). В 2002 году были аннулированы свидетельства у 39 авиакомпаний, приостановлены у двух, а еще шести их не продлили. Новые свидетельства получили только семь авиакомпаний. На данный момент летать могут 235 авиакомпаний. Теперь их количество уменьшится.

В Минтрансе заявляют, что ужесточения вводятся для удобства пассажиров – в авиакомпаниях будут квалифицированные сотрудники, за счет увеличения количества резервных самолетов не станет задержек рейсов, повышение требований к безопасности позволит избежать авиакатастроф. В действительности авиакомпаниям придется поднять цены, чтобы компенсировать простой резервных самолетов на земле; на ряде направлений регулярное авиасообщение может вовсе прекратиться, так как многие региональные авиакомпании не смогут выполнить новые требования ГСГА.

Даже если с технической стороной вопроса все в порядке, новые правила дают простую возможность закрыть авиакомпанию. Нужно лишь обнаружить «ухудшения основных производственных и финансово-экономических показателей деятельности эксплуатанта» вроде задолженности по начислению страховых взносов сверх ставки единого социального налога или по уплате сборов за аэронавигационное обслуживание. Если верить ГСГА, то за финансово-экономические показатели закрыть можно больше половины маленьких компаний. А за нарушения прав потребителей может расстаться с сертификатом даже «Аэрофлот», к сервису которого у пассажиров масса претензий.

Также свидетельства эксплуатанта теперь будут лишены компании, против которых возбужденно дело о банкротстве или у которых, по мнению чиновников, плохой бизнес-план: «отсутствие реальных перспектив восстановления платежеспособности организации либо отсутствие положительных результатов в ходе реализации бизнес-плана восстановления платежеспособности может служить основанием для введения ограничения действия сертификата эксплуатанта».
В небольших региональных авиакомпаниях относятся к нововведениям без энтузиазма. Менеджер одной их них заметил, что «в ГСГА просто хотят получать с авиакомпаний еще больше денег».

В московских авиакомпаниях к изменениям отнеслись спокойнее. В «Трансаэро» корреспондента «Газеты.Ru» заверили: «К честной конкурентной борьбе мы готовы и надеемся, что никаких проблем не возникнет». А в «Аэрофлоте» заявили, что «сомневаются, что 'Аэрофлот' кто-то может закрыть или с кем-то объединить».

Как рассказали в крупной авиакомпании, занимающейся грузовыми авиаперевозками, «если грамотно трактовать новые правила, то ГСГА может прижать любую компанию. Но прошлые ужесточения требований к авиакомпаниям не привели к массовому их исчезновению, все, кто хотел и мог, – договорились».

Источник: Газета.RU