15.04.2003

GM-АвтоВАЗ борется за качество Chevrolet-Niva с Волжским автозаводом



Как стало известно Ъ, во втором полугодии тольяттинское СП GM-АвтоВАЗ намерено отказаться от практики закупок комплектующих для внедорожника Chevrolet-Niva через Волжский автозавод. Изначально АвтоВАЗ брал на себя обязательство поставить СП 20 тыс. машинокомплектов, но, хотя эта квота еще не выбрана, GM-АвтоВАЗ решил заняться снабжением самостоятельно. Одна из причин отказа от услуг "АвтоВАЗа" – неудовлетворительное качество компонентов.

           СП GM-АвтоВАЗ создано 27 июня 2001 года с участием концерна General Motors, Волжского автозавода и Европейского банка реконструкции и развития. Первые автомобили Chevrolet-Niva (ценой от $8,5 тыс.) сошли с конвейера осенью прошлого года. В этом году СП намерено собрать 35 тыс. внедорожников. Договор о создании СП предусматривал ряд условий для АвтоВАЗа – в частности, с выходом сборочного производства на проектную мощность он обязан прекратить выпуск внедорожника "Нива". Также за АвтоВАЗом закреплялся статус генерального поставщика комплектующих для сборки первых 20 тыс. автомобилей "Шеви-Нива". При этом сам АвтоВАЗ выпускает 60% узлов и агрегатов для СП, а остальные 40% закупает у предприятий-смежников через свою сбытовую сеть.

       Вчера стало известно, что GM-АвтоВАЗ в ближайшее время начнет работать с поставщиками без посредника. "На первых порах Волжский автозавод облегчил нам жизнь, взяв на себя организацию поставок,– объяснил Ъ пресс-секретарь СП Владимир Дербенев.– Но постоянно так продолжаться не может". Со второго полугодия (ожидается, что примерно в это время с конвейера СП сойдет 20 тыс. внедорожников) GM-АвтоВАЗ заключит прямые договоры со всеми сторонними поставщиками, предварительно "отфильтровав" их по критерию "цена-качество".

       Несмотря на то что официальная причина перехода на новую систему поставок компонентов для "Шеви-Нивы" – окончание срока действия договора с АвтоВАЗом, в СП называют еще одну, более существенную. Это неудовлетворительное качество узлов и агрегатов, поставляемых на конвейер. По неофициальным данным, за время работы сборочного производства его специалисты устранили несколько сотен дефектов предприятий-смежников. О своих претензиях к поставщикам рассказала директор СП GM-АвтоВАЗ по качеству Петра Петерханзель на съезде инженеров Поволжья, состоявшемся в марте в Тольятти. По ее словам, специалистам СП трудно находить общий язык с инженерами АвтоВАЗа: "Когда мы указываем на тот или иной дефект, вместо того чтобы сразу же взяться за его исправление, нас начинают спрашивать, зачем это нужно". Интересно, что присутствовавший на съезде председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Каданников с госпожой Петерханзель согласился. И сообщил, что Волжский автозавод с недавних пор начал проводить тендеры на поставку комплектующих – не только для СП, но и для собственных нужд. Несмотря на это, СП GM-АвтоВАЗ твердо намерено организовать собственную систему снабжения. По словам господина Дербенева, уже сейчас дилеры принимают заказы на "Шеви-Ниву" не раньше июля, поэтому совместному предприятию придется ускорять производство, не теряя при этом в качестве.

    Российские детали в иномарках

Марка, модель автомобиля Производитель Регион Глубина локализации (доля российских комплектующих в себестоимости готовой продукции, %)
BMW 3-й и 5-й серии "Автотор" Калининград 10
Chevrolet-Niva СП "GM-АвтоВАЗ" Самарская обл. Более 90
Ford Focus ЗАО "Форд мотор Ленинградская обл. 20

компани"

Hyundai Accent ТагАЗ Ростовская обл. Около 10
KIA Rio, KIA Magentis, KIA ЗАО "Автотор" Калининград Около 10
Carnival, KIA Sportage Grand


KIA Sportage ЗАО "Автотор" Калининград 20


Источник: Коммерсант