15.04.2003

Провинция займется фитнесом. Все больше сетей спортклубов собираются в регионы



Рынок фитнес-услуг в столице, по оценкам исследовательских компаний, не заполнен даже на треть. Несмотря на это, столичные сети спортклубов одна за другой объявляют о планах региональной экспансии. На этой неделе программу регионального развития собирается обнародовать сеть World Class, уже сообщили о подобных планах "Планета Фитнес" и "Р-Фитнес".
Увлечение фитнесом в нашей стране пока не стало по-настоящему массовым. По данным исследовательского агентства "КОМКОН", среди москвичей, способных заплатить за годичное членство в спортклубе $1000 и готовых тратить на занятия спортом несколько часов в неделю, потребителями услуг фитнес-клубов являются лишь 27%. Аналитики отмечают, что в провинции спрос еще ниже.

Однако если во многих регионах классических фитнес-клубов единицы, то в Москве между ними уже заметна конкуренция. По данным "КОМКОН", наиболее часто москвичи посещают клубы "Планета Фитнес". Эта сеть является у нас самой большой по числу объектов (18 клубов в Москве, других городах России и СНГ). Вслед за "Планетой", согласно "КОМКОН", идут клубы сетей "Планета-Спорт", "Фитнес Оазис" и World Class.

Исследовательское агентство Magram Market Research оценивает объем столичного рынка спортивно-оздоровительных услуг примерно в $100 млн в год, а регионального - в $50 млн. Специалисты Magram считают, что к фитнес-клубам в Москве можно отнести около 800 спортивных объектов, а потенциальная емкость рынка составляет 2500 фитнес-клубов.

"Планета" и Reebok в глубинке.

Столичные сети объявляют о старте региональных программ одна за другой. "Планета Фитнес" (часть мировой сети Fitness Holdings Worldwide) , ведущая в стране по количеству спортивных объектов, уже работает за пределами столицы. Шесть клубов с таким названием есть в Санкт-Петербурге и два в Киеве. "Планета Фитнес" пока что единственная в Москве сеть, которая включает как элитные клубы, так и клубы для среднего класса. По словам директора по маркетингу этой сети Ирины Архиповой, вскоре в России и других странах СНГ откроется еще девять клубов сети. Самый большой из них, площадью 10 000 кв. м, строится в Самаре и будет работать на условиях франчайзинга. Кстати, франчайзинг является распространенным способом развития западных сетей в нашей стране - именно так, например, работают московские клубы под известными в мире брэндами Gold's Gym и World Gym.

Распространить по России брэнд клуба Olympic Star планирует АФК "Система". Заместитель гендиректора компании "Олимпийские системы" (входит в АФК "Система") Александр Бандурин сообщил "Ведомостям", что к концу 2004 г. планируется открыть по франчайзингу спорткомплексы в ряде городов Поволжья и Южного федерального округа: "Мы не будем открывать свои клубы на свои собственные средства, а будем продавать франшизу на нашу марку".

В мае этого года в Казани, совместно с местной компанией "Сувар-Казань", будет открыт клуб московской сети World Class компании World Fitness Corporation. Как рассказала "Ведомостям" Ольга Слуцкер, президент сети World Class, сейчас в стадии проработки находится более 10 проектов по строительству клубов в регионах, например в Подольске, Перми и Ханты-Мансийске.

О серьезной региональной экспансии заявили также представители сети "Р-Фитнес", принадлежащей производителю спортивной одежды Reebok International. В течение двух лет, как сообщил гендиректор "Р-Фитнес" Максим Игнатьев, планируется открыть в регионах семь клубов, в том числе в Петербурге и Нижнем Новгороде.

Затраты на здоровье.

Строительство фитнес-клуба, по оценке Максима Игнатьева из "Р-Фитнес", обходится в $500 - 1000 за 1 кв. м. Александр Бандурин из "Олимпийских систем" называет более высокие цифры - до $1400 за 1 кв. м. По словам участников рынка, цена зависит от технологии строительства, стоимости оборудования, расположения городских коммуникаций и т. п. , а срок окупаемости одного объекта может составлять до семи лет.

Основной доход фитнес-клубу, как правило, приносит продажа карт: индивидуальных, корпоративных, семейных и т. п. Стоимость годовой клубной карты варьируется от $500 (дневная карта в некоторых клубах, рассчитанных на средний класс) до $5000 в год. Индивидуальные тренировки, продажа напитков и еды, салоны красоты, аренда спортинвентаря и т. п. являются дополнительными услугами, которые в стоимость карт не входят и составляют, по данным участников рынка, до 40% доходов клуба.

Некоторые российские фитнес-клубы, например Olympic Star, располагаются в одном здании с боулинг-центром, дискотекой, рестораном и т. п. Ольга Слуцкер из World Class не считает это приемлемым. С ней согласна директор по коммуникациям "КОМКОН" Мария Вакатова. "Отечественные фитнес-клубы постепенно становятся местами проведения светских раутов, деловых переговоров, - говорит Вакатова. - Но основное назначение фитнеса - оздоровление, и, если клуб обрастает какими-то другими функциями, его первоначальное назначение девальвируется".

Источник: Ведомости