16.04.2003

Призовая игра. "ВымпелКом" пришел в Питер



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Сегодня начались подключения к сети "Би Лайн" в Петербурге, третьей сети стандарта GSM в городе. Вхождение "ВымпелКома" на питерский рынок очень похоже на действия "Мобильных ТелеСистем" (МТС) , которые сделали это на 16 месяцев раньше. "ВымпелКом" даже скопировал главный маркетинговый ход МТС в Петербурге: до конца 2003 г. он установил тариф на внутрисетевые вызовы в пределах города в 1 цент.
"Из всех региональных сетей Петербург стал проектом номер один, - говорит гендиректор "ВымпелКом-Региона" Алексей Мищенко. - Сюда были привлечены лучшие человеческие и технические ресурсы. Мы знаем силу конкурентов, поэтому выходим с полноценной сетью, охватывающей весь город".

Как это было и у МТС, "одноцентовая инициатива" действительна для всех тарифных планов. "ВымпелКом" предлагает в Петербурге пять тарифных планов: "Би Плюс" и по два контрактных тарифа с федеральными и городскими номерами. При этом, по словам директора Северо-Западного филиала "ВымпелКома" Андрея Елисеева, упор будет делаться именно на тарифы "Би Плюс".

Единственное отличие от действий МТС состоит в том, что акцию "1 цент внутри сети" МТС объявила только через две недели после питерского старта. Тогда выяснилось, что тарифы МТС мало отличаются от предложения конкурента - "Северо-Западного GSM" (теперь это филиал "МегаФона"). "ВымпелКом" пошел на радикальную меру с первого дня работы.

Акция "1 цент внутри сети" оказалась для МТС очень успешной. За время действия этой акции, которая продолжалась чуть более года, компания смогла привлечь 775 500 питерских абонентов (для сравнения: к моменту выхода МТС на рынок Петербурга у "Северо-Западного GSM", работавшего с 1995 г. , в городе насчитывалось 720 000 абонентов). Обратной стороной быстрого роста абонентской базы стал для МТС низкий уровень среднего дохода с абонента (ARPU) : даже с учетом роумеров этот показатель в Петербурге в 2002 г. едва дотягивал до $16. У питерского "МегаФона" ARPU примерно вдвое выше.

"Вторичные маркетинговые шаги не приносят такого эффекта, как в первый раз, - считает Вадим Злобин, начальник службы маркетинга "Телеком XXI" (дочерней компании МТС на Северо-Западе). - Решающее значение имеет качество сети, а оно у нас за более чем год работы существенно выросло. Поэтому мы не опасаемся ценового предложения нового конкурента".

"ВымпелКом" установил в Петербурге 110 базовых станций стандартов GSM-900/1800. МТС к моменту выхода на рынок Петербурга установила в городе 130 базовых станций, при этом с первого дня работало около 100. "Сейчас у нас в Петербурге в несколько раз больше базовых станций, чем было в момент выхода на рынок", - говорит Вадим Злобин. Он утверждает, что количество базовых станций МТС в городе сравнимо с покрытием "МегаФона". По данным "МегаФона", количество его базовых станций в Петербурге составляет более 450.

"ВымпелКом" сделал в Петербурге еще один шаг, явно снижающий ARPU: на всех тарифах введена посекундная тарификация с первой секунды разговора. У МТС посекундная тарификация начиналась со второй минуты.

"Мы уже имеем опыт конкуренции с МТС, - говорит коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Дмитрий Шкенев. - По итогам 2002 г. мы традиционно лидируем. Предложение "ВымпелКома" явно нацелено на низкодоходных абонентов и не может вызывать у нас беспокойства".

Сейчас только в Петербурге "МегаФон" подключает более 4000 абонентов в день.

По словам Мищенко, до конца 2003 г. сеть "Би Лайн" появится только в Новгородской области и вдоль трассы от границы Тверской области до Финляндии. Освоение остальных областей Северо-Запада отложено на 2004 г. : инвестиционными приоритетами "ВымпелКома" на второе полугодие 2003 г. являются Екатеринбург, Челябинск и Тюмень.

Источник: Ведомости