17.04.2003

«ЛУКойл» акционирует работников



В ближайшие 3 года у многих работников «ЛУКойла» появится дополнительный стимул отдать все силы на благо компании. За добросовестный труд их вполне могут перевести из простых наемных рабочих в акционеры компании. Ранее такую возможность удостаивались лишь работники «Татнефти» и ЮКОСа.

Утвержденный на сегодняшнем заседании совета директоров «ЛУКойла» документ носит не слишком вразумительное название «Положение об акционировании работников ОАО «ЛУКойл» и его дочерних обществ». Речь, однако, идет не о выпуске акций, владельцы, которых станут собственниками несчастных сотрудников компании и ее «дочек», а о запуске «ЛУКойлом» новой системы поощрения. Добросовестно выполняя свои служебные обязанности, часть наемных работников компании сможет перейти в разряд ее акционеров или, по крайней мере, получить неплохую прибавку к зарплате.
По сути, речь идет об очень распространенной в мире, но почти не применяющейся в России системе опционов.

Опцион – это право на покупку определенного количества акций компании по фиксированной цене в течение определенного периода времени. Доход по опциону получается в случае роста рыночной цены лежащих в его основе акций. То есть, когда рыночная цена акций превышает цену исполнения опциона, то, купив акции у компании по цене, указанной в опционе, и, затем, продав их на рынке, владелец опциона получает доход от соответствующей разницы цен. Если же рыночная цена оказалась меньше зафиксированной в договоре, то владелец опциона просто отказывается от невыгодной ему покупки. Теоретически, данная схема выплат заработной платы позволяет увязать оплату труда с эффективностью функционирования предприятия. Принцип простой: владельцы опционов усердно трудятся – компания процветает – растет курс ее акций – владельцы опционов получают дополнительную прибыль.
Однако, несмотря на простоту схемы, употребляется она в России нечасто.

«Опционы – это нормальная практика в капиталистическом мире. У нас же такие программы – редкость, к тому же бывает так, что они приобретают извращенные формы. Например, в случае с опционами «Татнефти», которые продавали топ-менеджерам по заниженной по сравнению с рыночной цене. По сути, это тоже самое, что и просто раздавать деньги, и эффективность подобной практики весьма сомнительна», – заявил «Газете.Ru» аналитик компании Prospect Investment Дмитрий Царегородцев.

«Татнефть», первой из российских нефтяных компаний приступившая к реализации опционов, еще в 1996 году предоставила своим топ-менеджерам опционы на покупку 175 млн. акций (8% от общего количества) по цене примерно 2 цента за штуку. На рынке акции «Татнефти» стоили тогда примерно 45 центов. Опционы на покупку акций «Татнефти» по заниженным ценам менеджеры компании получали и в последующие годы. По мнению аналитиков, только в 2000-2001 годах это причинило компании убыток в $4,8 млн.
В «ЛУКойле» намерены действовать иначе, взяв за пример ЮКОС, с успехом запустивший опционную программу поощрения работников еще в апреле 2001 года.

Обладатели опционов, с которыми компанией будет заключен договор купли-продажи акций с отсрочкой платежа, в течение 3 лет смогут выкупить акции «ЛУКойла» по средневзвешенной цене РТС за 1 квартал 2003 года. То есть стартовую цену определил рынок, и как она будет меняться в дальнейшем, определит он же. А малый размер пакета (втрое меньший, чем у ЮКОСа – всего 10 млн. акций, то есть чуть более 1% акционерного капитала «ЛУКойла») надежно застрахует компанию и ее акционеров от злоупотреблений топ-менеджеров-опционеров, любыми путями добивающихся повышения курса акций. Жертвой приписок и прочих злоупотреблений владельцев опционов стал, к примеру, печально известный Enron и ряд других компаний, но «ЛУКойлу» их судьба не грозит. Среди получателей опционов топ-менеджеров компании просто не будет.

«На Западе опционы нередко распространяются весьма значимыми пакетами, достигающими 5%-10% акционерного капитала. Здесь же размер пакета мал и получателями опционов, наверняка, станут менеджеры среднего звена. Крупные менеджеры сами владеют более крупными пакетами, и их мотивация и без того достаточно высока», – отметил Дмитрий Царегородцев.

Источник: Газета.RU