21.04.2003

Немцы отступают. На российском авторынке



На фоне продолжающегося роста продаж иномарок в России падение показателей германских производителей стало особенно заметным. В представительствах немецких автоконцернов сетуют на изменение курса евро к доллару, однако аналитики видят другую причину: основной спрос россиян сейчас приходится на сегмент до $20 000, в котором немцы не так уж сильны.
Данные о российских продажах в I квартале объявили еще не все иностранные производители, но уже заметно, что тенденция к росту отечественного рынка иномарок сохраняется.

Лидером по объему продаж стала Toyota Motor, продавшая в I квартале 3264 автомобиля Toyota и Lexus - в 3,36 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Помимо серьезных маркетинговых усилий (активные рекламные кампании, открытие новых дилерских центров) большую роль сыграло появление на рынке нового поколения Toyota Corolla, ставшего одним из лидеров продаж в своем классе.

Серьезный рост продаж - в 4,4 раза - продемонстрировала Hyundai. Автомобилей этой марки продано 1998 шт. Hyundai была одним из лидеров по темпам роста продаж и в прошлом году. Этому способствовали сразу несколько факторов: активизация сборки модели Accent на Таганрогском автозаводе, появление официального импортера Hyundai - компании "Карнэт-2000" (группа "Рольф") , а также появление модели B-класса Getz, вызвавшей большой интерес покупателей. Кроме того, что именно Hyundai в прошлом году впервые в России предложила пятилетнюю гарантию.

За первые три месяца года существенно (в 2,8 раза) выросли продажи Ford, запустившей летом прошлого года российский завод.

На фоне общей тенденции к росту особенно заметно падение продаж "немцев": за I квартал реализация BMW упала на 14,7% , Volkswagen - на 17,8% , продажи Mercedes сократились на 37% , Audi - примерно на 5%.

В представительствах во всем винят рост курса евро к доллару. Анна Дуксова, PR-менеджер ООО "BMW Russland Trading" обращает внимание на то, что спад продаж BMW в России пришелся на январь - февраль, когда валютная нестабильность была особенно выражена, а в марте ситуация стабилизировалась: дилеры продали 313 BMW против 201 в феврале. С ней соглашается представитель Volkswagen AG Андрей Гордасевич: он охарактеризовал ситуацию как "временное перераспределение спроса, связанное с изменением курса евро в начале года" и тоже отметил начавшийся рост спроса.

Между тем эксперты не считают "курсовую" версию убедительной: ведь в I квартале продажи французских производителей, также работающих в зоне евро, росли или как минимум были стабильны (реализация Renault выросла на 76% , Peugeot - на 3% , Citroen - на 35% ). Елена Сахнова, аналитик Объединенной финансовой группы, полагает, что потенциал быстрого роста рынка автомобилей дорогих марок почти исчерпан - а именно в этом сегменте германские производители особенно сильны. "Процент населения, который может приобретать в России такие машины, не увеличивается. В то время как средний класс растет весьма активно", - отмечает Сахнова.

С Сахновой согласен аналитик "Тройки Диалог" Андрей Кормилицын. Германские производители работают в высокой ценовой категории, отмечает он, а сейчас основной приток покупателей заметен в сегменте от $12 000 до $20 000. Эту версию аналитиков иллюстрирует и тот факт, что у германской Adam Opel AG продажи в I квартале увеличились более чем в 2,5 раза. Эта компания работает как раз в средней ценовой категории. Здесь же концентрирует усилия и Volks-wagen, однако самые дешевые его модели не пользуются в России большой популярностью: согласно официальным данным в I квартале продано 179 Golf (от $14 000) против 689 Passat (от $24 000).


Источник: Ведомости