23.04.2003

Горькое лекарство. Японские компании начали борьбу за капитализацию



Трудно найти фондовый рынок, который так долго лишал инвесторов заработка, как японский. С небольшими перерывами "медведи" властвуют в Токио уже 13 лет, а индекс Nikkei опустился на уровень 1982 г. Однако некоторые аналитики начинают видеть свет в конце тоннеля.
Впервые за последние годы японские компании предпринимают действия, которые могут повысить их капитализацию. Они начали скупать на рынке свои акции, достаточно активно идет процесс слияний и реструктуризации. Ослабло давление на рынок, создававшееся в результате распутывания компаниями перекрестного владения акциями.

С пика в 38 915,87 пункта, достигнутого 29 декабря 1989 г. , индекс Nikkei упал на 80% , лишив инвесторов $1,8 трлн (с американского рынка за последние три года испарилось $6,2 трлн, но он в несколько раз больше японского: по данным Nomura Securities и FTSE International на 31 декабря 2003 г. , доля американских акций на мировом рынке составляла 54% , японских - 8% ). Пару раз японский рынок вроде бы начинал восстанавливаться (например, акции японских компаний в 1999 г. участвовали в мировом технобуме) , но в итоге инвесторы были жестоко обмануты. Сейчас они говорят, что без признаков длительного, устойчивого восстановления на японский рынок не вернутся.

Апрельское исследование, проведенное Merrill Lynch среди 314 управляющих фондами в разных странах мира, показало, что Японию считают наименее привлекательным рынком для покупки акций: и Европа, и США, и развивающиеся рынки больше интересуют профессиональных инвесторов. Многие банки и брокерские фирмы уходят из Японии: последними стали немецкие Commerzbank и West LB, закрывшие там свои фондовые подразделения. "Мы утверждаем, что Япония сегодня не представляет интереса - она лишь может служить объектом для лабораторных опытов по борьбе с дефляцией", - написал в декабрьском докладе Александр Кинмонт, аналитик по Японии в Nikko Salomon Smith Barney.

И все же некоторые специалисты призывают попристальнее взглянуть на японские компании и рынок. "Инвесторы должны быть готовы действовать при появлении положительных новостей, когда пессимизм перестанет быть модным", - говорит Роберт Алан Велдман, аналитик по Японии в Morgan Stanley. Одной из таких положительных новостей может стать завершение массовых продаж банками и компаниями пакетов акций перекрестного владения. Покупка пакета акций в компании-партнере долгое время считалась средством укрепления деловых связей. Банки, например, обычно покупали акции своих заемщиков, а те - акции своих кредиторов. Поскольку приобретение этих пакетов было символическим актом, они редко попадали на рынок, и аналитики даже стали называть их "загоном".

Компании распутывают перекрестное владение акциями с 1990-х гг. : особенно важно освободиться от чужих бумаг банкам, на балансе которых висят постоянно дешевеющие пакеты акций клиентов. В последние годы этот процесс идет ускоренными темпами, ведь с 2005 г. вступают в действие новые нормы, существенно ограничивающие пакеты акций, которыми могут владеть банки. По мнению аналитика Merrill Lynch Йосинобу Йамада, пик продаж акций банками, возможно, прошел. В 2002 финансовом году, закончившемся 31 марта 2003 г. , семь крупнейших банков продали акций на 5,6 трлн иен ($46,6 млрд). По оценке NLI Research Institute, год назад стоимость акций, проданных "из загона", составляла около 30% всего рынка; сейчас эта цифра уменьшилась до 25%. "Это должно снять понижательное давление с рынка", - говорит аналитик UFJ Partners Asset Management Такаси Мийазаки.

Многие компании стали выкупать на рынке свои акции или объявили о таких планах. До октября 2001 г. делать это было запрещено, за исключением особых случаев. В 2002 г. нетто-покупки компаниями своих акций составили $20 млрд. Toyota Motor выкупила акции на $3,8 млрд, а вторая по величине телекоммуникационная компания Японии KDDI - на $2 млрд. Кроме того, Япония - одна из немногих стран, где растет активность в секторе слияний и поглощений. В 2002 г. их было 2244 - на 25% больше, чем в рекордном 2001 г. Объединение и реструктуризация позволяют многим компаниям увеличить долю рынка и повысить доходность капитала. "Самый большой миф - что японские компании ничего не предпринимают, чтобы излечиться", - говорит Джейсон Эйткен, старший аналитик Matthews International Capital Management в Сан-Франциско.

Источник: Ведомости