23.04.2003

Сюрприз для торговых центров. Готовят консультанты по недвижимости



В ближайшее время картина рынка торговой недвижимости Москвы может сильно измениться. Крупнейшие консультанты по торговым площадям договорились о введении единой системы классификации объектов ритейла. Если эта система станет общеупотребительной, количество объектов, носящих гордое звание современных торговых центров, может в одночасье резко сократиться.
Ввести в России единую классификацию торговых площадей было решено на этой неделе. Крупнейшие консультанты по торговой недвижимости - Jones Lang LaSalle, Colliers International, Stiles & Riabokobylko и "Магазин магазинов" - провели встречу под эгидой Российского совета по торговым центрам. По словам представителей этих компаний, из-за разных методик оценки рынка и классификации торговых центров (ТЦ) до сих пор нельзя было составить цельную картину рынка. Например, по оценкам Jones Lang LaSalle, сегодня на 1000 москвичей приходится 42 кв. м в торгцентрах, а по оценкам Stiles & Riabokobylko - 46 кв. м, но уже на 1000 жителей Москвы и Московской области. Colliers оперирует совсем иными цифрами - 147 кв. м. Происходит это, в частности, из-за использования разных данных (одни компании исходят из оценки населения Москвы в 8 - 9 млн человек, другие - из 12 - 15 млн) и расхождений в вопросе, какие именно объекты можно считать торговыми центрами. А именно площадь ТЦ учитывается при оценке насыщенности рынка современными торговыми площадями.

"Единые критерии оценки рынка никогда не обсуждались, поэтому часто бывают ситуации, когда одно слово разные компании понимают по-разному. Наша цель - избавиться от этой путаницы", - говорит директор Colliers Сергей Гипш.

По его словам, следующая встреча, посвященная этому вопросу, состоится в мае. Впрочем, один из участников встречи заявил "Ведомостям", что по самым принципиальным вопросам конкуренты уже договорились и осталось только согласовать детали. По его словам, таких вопросов три. Во-первых, при своих расчетах компании будут опираться только на данные Госкомстата. Во-вторых, площадь торговых центров будет высчитываться не общая, а приносящая оборот (так называемый показатель Gross leasable area, GLA). В-третьих, будет введена градация торговых объектов по размерам GLA, аналогичная действующей в Западной Европе. Согласно ей торговые центры будут разделены на три категории: small (GLA 5000 - 10 000 кв. м) , middle (10 000 - 20 000 кв. м) и big (более 20 000 кв. м). Все торговые объекты меньше 5000 кв. м теперь будут называться в отчетах риэлторов "современные объекты розничной торговли".

Такая система, если она будет принята, может сильно изменить картину рынка. По словам Натальи Сазоновой, аналитика Colliers, из категории ТЦ "выпадут" небольшие торговые центры - "Таганка", "Тишинка", "Французские галереи", "Семеновский", все торговые центры сети "Петровский", а также большие объекты с "рыночной концепцией" - комплексы "Москва" в Люблине, "Щелковский" и др. На них, по некоторым оценкам, приходится до 15-20% всех торговых площадей Москвы. Кроме того, изменятся представления о площади многих крупных центров, ведь показатель GLA составляет 50 - 60% от общей площади. А, например, GLA "Атриума" на Курской составляет всего 35 000 кв. м при общей площади 103 000 кв. м. Поэтому теперь данные о современных площадях в Москве могут быть скорректированы в сторону уменьшения как минимум на 30%.

"Для западного инвестора, знакомого со статистикой правительства Москвы, такое уменьшение может дополнительно повысить привлекательность столичного рынка", - считает старший аналитик Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева. В пользу этого мнения говорит и то, что в ежегодном исследовании Global Retail Development Index, проводимом компанией A.T.Kearney, малая насыщенность современными торговыми площадями названа одним из факторов привлекательности рынка.

Источник: Ведомости