24.04.2003

Непонятные планшеты. В России появился новый тип ноутбуков



С осени прошлого года ведущие мировые производители компьютеров начали выводить на рынок так называемые планшетные компьютеры (Tablet PC) - плоские устройства с сенсорным экраном и начинкой современных ноутбуков, предназначенные для рукописного ввода информации. Такие устройства уже продаются и в России, хотя производители пока не могут определиться, как их правильно позиционировать.

Большое будущее.

Исследовательская компания Gartnet Dataquest предсказывает, что в 2003 г. в мире будет продано 425 000 планшетных компьютеров. Это всего лишь 1,2% от мировых продаж ноутбуков. Поэтому надеяться, что такие устройства скоро заменят традиционные ноутбуки, не приходится. С другой стороны, специалисты Gartnet Dataquest полагают, что к 2007 г. не менее 35% от всех продающихся в мире ноутбуков будут поддерживать рукописный ввод и иметь переворачивающийся экран или съемную клавиатуру (это делает их похожими именно на Tablet PC). По прогнозам другой аналитической компании, Allied Business Intelligence, в 2007 г. корпоративные продажи планшетных компьютеров составят около $10 млрд.

Пока подобные устройства стоят дороже обычных ноутбуков, и производители не до конца понимают, как правильно продвигать их на российском рынке. Все вендоры, поставляющие планшетные компьютеры на наш рынок, ориентируют их на корпоративных клиентов.

Основные игроки рынка планшетников - традиционные производители ноутбуков. В Россию планшетные компьютеры поставляют или планируют поставлять компании Acer, Toshiba, ViewSonic, Fujitsu Siemens, Hewlett-Packard (компьютеры Compaq) и некоторые другие. Наладить выпуск планшетников планируют и отечественные производители - компании Rover Computers и iRU.

Планшетные компьютеры выпускаются в различных вариациях. Во-первых, в виде классического "планшета", вводить информацию в который можно, лишь рисуя специальной ручкой (стилосом) по экрану, тыкая ею в нарисованную на экране клавиатуру или подключив внешнюю клавиатуру (в перспективе планшетники будут поддерживать голосовой ввод). К таким устройствам относятся модели Stylistic ST4000 от Fujitsu Siemens, Compaq Computer TC 1000 от Hewlett-Packard, V1100 от ViewSonic.

Другой вариант планшетного компьютера представляет собой ноутбук с переворачивающимся дисплеем: если закрыть его другой стороной, ноутбук превращается в классический планшетник (к таким относится Acer TravelMate C100 и Toshiba Portege 3500).

Штучные продажи.

Одним из первопроходцев российского рынка планшетных компьютеров стала компания Acer, которая начала поставлять модель TravelMate С102 в Россию с декабря 2002 г. В мае на нашем рынке должна появиться новая версия планшетного компьютера Acer, использующая технологию Intel Centrino, совместимую с сетями беспроводного интернет-доступа Wi-Fi.

С начала 2003 г. официальные партнеры Acer продали около 100 планшетных компьютеров C102. По оценкам коммерческого директора российского представительства Acer по работе с партнерами Григория Низовского, на долю серого импорта дополнительно приходится 30 - 40% продаж этих устройств. Из-за отсутствия русифицированной версии в компании пока не прикладывают реальных усилий к продвижению этого продукта в России. "Запуск новой версии планшетника с локализованными программными продуктами позволит увеличить объемы поставок минимум вдвое уже во II квартале этого года", - говорит Низовский.

По его оценкам, в 2003 г. каждый десятый ноутбук Acer, продающийся в России, будет планшетным компьютером. В целом, по прогнозам Низовского, доля продаж планшетных компьютеров в общих продажах ноутбуков в России в этом году может составить 2 - 3% машин.

Поставки модели Portege 3500 от компании Toshiba в Россию были запланированы еще на ноябрь прошлого года. "Интерес у участников рынка появился сразу, - рассказывает старший менеджер российского представительства Toshiba Игорь Снытко. - Но в связи с поставкой большого количества ноутбуков крупному клиенту на мировом уровне мы не могли удовлетворить этот спрос до конца 2002 г. , они поставлялись в штучных количествах". По словам Снытко, сегодня доля продаж планшетников Toshiba в общих продажах ноутбуков в России не превышает 1%.

Снытко считает, что сегодня рынок планшетных компьютеров весьма ограничен и, хотя он имеет большие перспективы, не имеет смысла говорить о том, что в ближайшее время Tablet PC займет заметную долю в продажах ноутбуков и выделится в отдельный сегмент.

Fujitsu Siemens представила на российский рынок компьютер Stylistic ST4000. По словам директора по маркетингу представительства Fujitsu Siemens в СНГ Владимира Колина, продаж в нашей стране пока практически нет, хотя есть интерес со стороны российских заказчиков. У корпоративных клиентов есть опытные образцы Stylistic, и они тестируют возможности новых устройств. Для продвижения на российский рынок Fujitsu Siemens заключила с компанией Paragon Software соглашение о русификации программ для своих планшетных компьютеров.

Кому это нужно?

"Планшетные компьютеры предназначены скорее не для розничного, а для корпоративного рынка", - говорит Колин. Компания позиционирует свой планшетник не столько как компьютер для высокопоставленных чиновников, сколько в качестве устройства для сотрудников, которые много работают на выезде, где им требуется получать и вводить информацию, например заполняя анкеты.

"Наиболее естественная область применения планшетных компьютеров - это медицина, но в российской медицине, к сожалению, практически нет денег ", - говорит Колин. Врач, придя по вызову с планшетником, мог бы "по воздуху" получить историю болезни пациента, заполнить его карточку и получить доступ к любой интересующей его информации. Другими категориями пользователей теоретически могли бы стать складские работники или люди, проводящие различные социологические опросы или анкетирования.

Компания ViewSonic планирует начать поставлять в Россию свой планшетный компьютер V1100 в июне этого года. "Мы планируем продавать этот планшетный компьютер с локализованной версией программного обеспечения, ориентируя его на российского пользователя. Это позволит, к примеру, осуществлять ввод рукописного русского шрифта", - говорит руководитель представительства ViewSonic в странах СНГ Вадим Степанишин.

"Если планшетным компьютерам удастся занять 5 - 7% рынка классических ноутбуков в России, то это будет успешный старт. Насколько я знаю, в Западной Европе сегодня результаты скромнее", - говорит Степанишин.

По оценкам ведущего эксперта аналитической группы Smart-Marketing Игнатия Киппельмана, в прошлом году емкость российского рынка планшетных компьютеров была очень невелика - около $80 000 - 100 000. "В 2003 г. рынок будет несколько больше, преимущественно из-за рекламной активности и некоторого ажиотажа на рынке", - считает он.

Источник: Ведомости