25.04.2003

Украинский родственник "Боржоми".



Инвестфонд Salford, купивший недавно грузинскую компанию "Боржоми", теперь стал совладельцем украинской компании IDS, разливающей воду "Миргородская". Если украинская сделка завершится успешно, через год Salford будет контролировать одну из крупнейших компаний по торговле питьевой водой в бывшем СССР.

Компания IDS - один из крупнейших операторов на рынке безалкогольных напитков Украины, ее оборот в прошлом году составил примерно $45 млн. IDS владеет ОАО "Миргородский завод минеральных вод", контролирующим, согласно данным маркетингового агентства FKG-Украина, около 14% республиканского рынка минеральной воды. Украинской фирме также принадлежит ЗАО "Индустриальные и дистрибуторские системы", занимающееся продажей безалкогольных напитков и пива компании SUN Interbrew. Среди владельцев фирмы в начале года были Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), IFC и инвестфонд "Украина", а также менеджеры предприятия.

Как стало известно, на днях акционером IDS стал фонд Salford, созданный бывшим управляющим директором Альфа-банка Евгением Иоффе. Покупка акций IDS стала уже второй крупной сделкой инвестфонда в бизнесе по розливу и продаже питьевой воды. В начале года Salford приобрел контрольный пакет грузинской фирмы Georgian Glass & Mineral Water, выпускающей минеральную воду "Боржоми". Прошлогодний оборот GG&MW превысил $30 млн.

Как сообщил на условиях анонимности один из менеджеров, готовивших сделку, Salford приобрел акции IDS у ЕБРР и инвестфонда "Украина". И президент IDS Виктор Зайченко, и представители Salford отказываются называть размер приобретенного фондом пакета акций. Но пресс-служба украинского ЕБРР подтвердила факт продажи 10% акций IDS. А источник говорит, что новые владельцы собираются получить, как минимум, два места в совете директоров IDS (сейчас там четыре человека), инвестировать в компанию около $5 млн, а в течение года Salford планирует получить полный контроль над IDS. Официально эти планы в инвестфонде не комментируют. Но президент украинской компании Виктор Зайченко уже оценивает все преимущества, которые получит его компания от объединения усилий с GG&MW. В рамках альянса обе компании планируют улучшить дистрибьюцию своих марок благодаря совместному использованию сбытовых сетей. Например, через каналы сбыта "Боржоми" можно увеличить присутствие "Миргородской" на западных рынках и в России, а вода "Боржоми" будет лучше представлена на Украине. Сейчас IDS продает минеральную воду и пиво через 10 000 торговых точек.

Если сделка будет завершена так, как запланировано, альянс IDS и GG&MW станет одним из крупнейших продавцов минеральной воды в бывшем СССР. По оценке аналитика Brunswick UBS Владимира Савова, водяной бизнес Salford с оборотом не менее $50 млн в год вполне может превосходить по своим объемам такие компании, как "Нарзан" или "Святой источник". Савов предполагает, что благодаря альянсу можно будет добиться существенного увеличения продаж "Боржоми" на Украине, где эта марка представлена слабо.

Сергей Егоркин, начальник управления продаж ОАО "Нарзан", занимающегося розливом воды в Кисловодске, полагает, что сделка фонда Salford не должна оказать большого влияния на российский рынок питьевой воды. "Конечно, IDS - это очень крупная украинская компания, но от слияния с "Боржоми" ее позиции в России вряд ли могут серьезно укрепиться", - говорит Егоркин. По его мнению, возможности продажи "Миргородской" на российском рынке пока остаются крайне ограниченными.

Источник: Ведомости