06.05.2003

ICN Pharmaceuticals. Имя дороже лекарств



На прошлой неделе в стане потенциальных покупателей российского бизнеса фармацевтической компании ICN Pharmaceuticals вдруг заговорили: ICN продает не все - свои популярные фармбрэнды, каждый из которых приносит не меньше, чем $1 млн в год, в ICN на продажу не выставили. Речь идет о таких известных препаратах, как "Пенталгин", "Олиговит", "Спазмол", "Коделак", "Нитрокор" и собственно зонтичный брэнд ICN. А коли так, то и стартовая цена сделки должна быть меньше.

А ведь еще недавно аналитики высказывались, что стоимость всего продаваемого российского бизнеса может составлять порядка $80 млн. Продаются все пять принадлежащих "ICN Россия" фармзаводов (в Томске, Курске, Санкт-Петербурге, Челябинске и Йошкар-Оле), состоящая из 76 аптек сеть и 20 аптечных киосков. В качестве претендентов на это наследство фармкомпании к этому времени смогли проявиться АФК "Система", компании "Базовый элемент", "Нижфарм", "Отечественные лекарства", "Протек", "Аптечная сеть 36,6", а также бывший глава совета директоров ICN Pharmaceuticals Милан Панич (он же - бывший премьер Югославии).

Если говорить о зонтичном брэнде ICN (используемом в том числе и для аптек), то тем, кто разбирается в вопросах фармацевтического рынка, было и раньше очевидно, что брэнд ICN останется у американской компании. Но что касается брэндов, то ситуация с правами на них не столь однозначна. К примеру, товарные знаки "Коделак" и "Терпинкор" принадлежат Томскому химзаводу, "Кларисенс" и "Спазмол" зарегистрированы на имя фармзавода из Курска, а "Олиговит" и вовсе находится в собственности сербской компании ICN Galenika из Белграда. Кроме того, с самым популярным брэндом (и оттого дающим прибыль в $15 млн в год) ситуация до сих пор остается "подвешенной". Известно, что российские фармпредприятия, желающие тоже производить "Пенталгин", смогли аннулировать несколько знаков с наименованием "Пенталгин", а еще четыре регистрации до сих пор оспариваются.

В сложившихся обстоятельствах потенциальные покупатели стали поговаривать: даже если кем-то будут куплены предприятия ICN в Томске и Курске, то использовать известные брэнды у них вряд ли получится. А ICN, дескать, напротив, - ничего не помешает ввозить их в Россию и тем самым сохранить за собой практически весь рынок.

Есть еще один интересный момент. И в "ICN Россия", и в Альфа-банке (консультант по продаже российского бизнеса ICN) категорически отказываются посвящать в ход переговоров по сделке. А потенциальные покупатели называют положения инвестиционного меморандума, разосланного Альфа-банком, не слишком-то прозрачными. И поэтому не исключено, что разговоры о том, что "ICN продает непонятно что" и вызваны желанием спровоцировать более открытый диалог между продавцом и покупателями относительно условий сделки.

Источник: Журнал "Русский Фокус"