14.05.2003

Пакет Гусинского достался "Альфа-групп". Создан крупнейший посредник на рынке телесериалов



Вчера один из крупнейших российских финансовых консорциумов, "Альфа-групп", объявил о создании компании "Гамма-фильм", которая займется дистрибуцией телесериалов – самого популярного товара на телевизионном рынке. На сегодняшний день в распоряжении "Альфа-групп" уже находится крупнейшая на рынке библиотека сериалов (более 700 серий), которая в дальнейшем будет увеличена. По мнению экспертов, появление подобного мейджора изменит всю структуру сериального рынка и станет головной болью для телеканалов.

       Компания "Гамма-фильм" начала свою деятельность с приобретения двух крупных пакетов телесериалов. Первый – так называемый пакет Гусинского, в который входят такие популярные сериалы, как "Агент национальной безопасности", "Улицы разбитых фонарей", "Бандитский Петербург" (всего 532 серии). Все эти сериалы в разное время были сняты компаниями, близкими к "Медиа-Мосту" ("Домфильм", "Киномост", "НТВ-Профит" и др.), собраны в один пакет, и в начале прошлого года права на показ фильмов были переданы НТВ. Теперь права НТВ переходят компании "Гамма-фильм" (полностью права на пакет будут принадлежать "Альфа-групп" с января 2004 года). На самом НТВ официально не комментируют свое нежелание продлевать права на показ сериалов. Неофициально на канале утверждают, что НТВ решило делать ставку на премьерные показы.

       Второй пакет из 196 серий – телефильмы, которые сейчас снимаются на студиях "Домфильм", "Макдос" и "Новый русский сериал". Таким образом, в распоряжении "Альфа-групп" оказывается более 700 серий популярных драматических сериалов, то есть более трети всех прайм-тайм-сериалов на рынке. По оценкам экспертов, сумма покупки двух пакетов составила не менее $50 млн. В "Альфа-групп" корреспонденту Ъ также подтвердили, что инвестиции в сериальный проект составили "десятки миллионов долларов".

       Интерес "Альфа-групп" к телесериалам не случаен. По сути, это самый ходовой товар на телевизионном рынке: по данным TNS Gallup AdFact, на телесериалы в прошлом году пришлось 17,8% всей рекламы, размещенной на 19 российских телеканалах. При этом спрос на сериалы, как утверждают сами телевизионщики, полностью не удовлетворен, а вложения в этот бизнес весьма выгодны. Обычный срок окупаемости телесериала – один год, а показывать его можно до четырех лет и более.

       По оценкам экспертов, в год российские студии снимают около 400 телевизионных серий. Каждая серия в производстве обходится в $50-100 тыс. (средняя цифра – около $70 тыс.). Некоторые проекты обходятся дороже. Так, по данным Ъ, каждая серия сериала "Идиотъ" стоила около $150 тыс. В среднем съемка сериала (12-16 серий) длится от года до полутора лет. Права на премьерный показ обычно обходятся телеканалу от $30 тыс. до $50 тыс. за серию. Права на вторичные показы на 15-30% дешевле.

       По словам старшего вице-президента Альфа-банка Вагана Абгаряна, "Альфа-групп" будет расширять свою библиотеку сериалов: "Мы не будем останавливаться, в планах компании покупка и других пакетов сериалов. Кроме того, странно было бы ограничиваться перепродажей сериалов – в дальнейшем мы планируем инвестировать и в их производство". На сегодняшний день "Гамма-фильм" уже заключила договор на показ нескольких частей сериала "Улицы разбитых фонарей" с телеканалом СТС, контролируемым "Альфа-групп". По информации Ъ, у компании также есть договоры с "Первым каналом" и РТР.

       Появление такого крупного посредника значительно изменит ситуацию на рынке сериалов. По мнению его участников, финансово независимая структура с крупнейшим пакетом популярных фильмов сможет диктовать телеканалам свои условия. По словам Татьяны Воронович, генерального директора студии 2В, "произойдет естественная монополизация рынка". В самой "Альфа-групп" не отрицают возможность ценовой игры. "Если мы сможем диктовать цены, это будет неплохо, но мы четко понимаем, что у нас крупнейший, но далеко не единственный пакет на рынке. Очень много снимают 'Первый канал' и РТР",– говорит Ваган Абгарян.

       Тем не менее на телеканалах уверены, что появление компании "Гамма-фильм" осложнит их работу. "'Гамма-фильм' – это коммерческая компания, ориентированная на бизнес,– считает генеральный директор одного из телеканалов.– В прошлом году цены были невероятно высокими, а этой осенью, думаю, еще вырастут, поскольку новый дистрибутор сможет комбинировать пакеты сериалов внутри своей огромной библиотеки". В пресс-службе РТР также заявляют, что работать напрямую с производственными студиями каналам удобнее и выгоднее, чем с посредником.

       Зато самим студиям появление крупного покупателя только на руку. Часто студия живет в состоянии неопределенности: ей постоянно требуется приток оборотных средств, а их хватает только на съемку следующего фильма. "Дистрибутор же, который покупает сразу целый пакет сериалов, для студии должен быть гораздо более выгодным партнером: во-первых, студии не нужно заботиться о том, куда пристроить отдельные фильмы, а во-вторых, у нее появляется возможность финансировать свои проекты в долгосрочной перспективе",– считает генеральный директор компании "Домашний экран" Николай Иошин. "Чем крупнее заказчик, тем удобнее,– уверен генеральный директор 'Нового русского сериала' Андрей Каморин.– Он поможет быстрее насытить наш рынок".

    Самые популярные сериалы на ТВ в 2002 году*

Название сериала Время выхода** Дата** Телеканал Рейтинг (%)*** Доля (%)****
"Бригада" 20.53.06 17.10.02 РТР 22,4 49,7
"Спецназ" 21.39.31 27.03.02 "Первый канал" 22,0 57,0
"Нина. Расплата за 20.56.11 23.01.02 РТР 21,3 49,7
любовь"




"Тайга" 20.55.09 14.11.02 РТР 21,1 47,2
"Земля любви" 18.59.43 23.01.02 "Первый канал" 20,3 56,0
"Убойная сила-4" 21.36.26 23.04.02 "Первый канал" 20,3 53,8
"Ледниковый период" 21.40.47 11.11.02 "Первый канал" 18,8 46,1
"Клетка" 21.37.40 07.02.02 "Первый канал" 18,6 46,4
"Леди Босс" 20.57.54 07.02.02 РТР 17,6 40,6
"По ту сторону 21.39.53 23.10.02 "Первый канал" 17,5 42,3
волков"





*"Первый канал", РТР, НТВ.

**Время и дата выхода самой рейтинговой серии.

***Количество смотревших телепрограмму от общего числа жителей России.

****Количество смотревших сериал от общего числа телезрителей в момент показа.

Учитывалась аудитории от 18 лет и старше в российских городах с населением от 100 тыс. человек. По данным TNS Gallup Media.


Источник: Коммерсант