14.05.2003

$70 млн за мир с Credit Agricole



"Ведомостям" удалось узнать подробности соглашения об урегулировании шумного конфликта между российским Национальным резервным банком (НРБ) и французским Credit Agricole Indosuez (CAI) , длившегося более четырех лет. Основой соглашения стал зачет взаимных требований, снятие ареста с активов НРБ, взаимный отказ обоих банков от судебных исков. Но НРБ придется в течение года выплатить французам около $70 млн.
Война НРБ и французского банка из-за заключенных до кризиса форвардных контрактов началась в 1999 г. с замораживания активов НРБ примерно на $500 млн (в основном украинских и российских госбумаг в системе Euroclear) по решению нью-йоркского суда, выдавшего исполнительный лист на взыскание $119 млн в пользу CAI. НРБ удалось разблокировать почти половину активов (замороженными осталось около $270 млн) и добиться в Высшем арбитражном суде России решения в свою пользу. ВАС оценил убытки НРБ в $75 млн, но Верховный суд штата Нью-Йорк запретил исполнять его решение. Юридический тупик взялись разрешить президенты России и Франции, назначившие осенью 2002 г. переговорщиков (с российской стороны им стал замминистра финансов Сергей Колотухин). В марте Лебедев объявил, что в последний момент французская сторона отказалась от договоренностей, и мировое соглашение не было подписано.

Сейчас в самих банках отказываются комментировать условия мировой, ссылаясь на оговоренный в соглашении пункт о конфиденциальности. В распространенном вчера заявлении лишь сказано, что "стороны рассматривают варианты совместного сотрудничества в Российской Федерацией". "Мы урегулировали спор на взаимовыгодных условиях, - заявил "Ведомостям" президент НРБ Александр Лебедев. - Банки отказываются от взаимных претензий и судебных преследований, счета разблокируются, все иски отзываются, и мы начинаем взаимовыгодное сотрудничество. Теперь французский банк сможет открыто вернуться на российский рынок, а мы сможем выйти на внешний рынок и нормально развиваться". По словам Лебедева, он видит возможность сотрудничества с CAI в сфере авиапрома, сельского хозяйства, авиализинга и других областях, однако о конкретных проектах, по его словам, можно будет говорить примерно через два месяца.

Заместитель министра финансов Сергей Колотухин, который осенью прошлого года был назначен специальным переговорщиком от РФ для урегулирования конфликта российского и французского банков, подтвердил "Ведомостям", что основой мировой стал зачет взаимных претензий CAI и НРБ. "Оставшаяся на НРБ сумма задолженности - около $70 млн - будет погашаться в ближайшее время, - сообщил он. - Причем больше половины этой суммы будет выплачено единоразово денежными средствами, а оставшаяся часть реструктурируется и погашается по соглашению сторон в течение года денежными средствами или финансовыми инструментами". Кроме того, по его словам, НРБ готов привлечь французский банк к реализации своих проектов в России.

По мнению аналитиков, мировой НРБ и CAI во многом способствовало то, что западные банки сейчас устремились в Россию за прибылью, а российские - на Запад за дешевыми ресурсами. Из-за взаимных судебных требований CAI не мог открыть дочерний банк в Москве, а НРБ не мог нормально работать за рубежом. "Сейчас западные банки и инвесткомпании заинтересованы начать свой бизнес в России, - говорит директор коньюнктурно-аналитического управления Росбанка Валерий Петров. - Такие проблемы, как были у Credit Agricole с НРБ, мешают как самим прийти на российский рынок, так и привлечь российских партнеров - скандальный партнер никому не нужен. Соответственно, им необходимо было решить конфликт максимально мирным путем".

Источник: Ведомости