16.05.2003

Региональное маркетинговое агентство СМАРТ подвело итоги опроса туристических компаний, участвовавших в выставке "Туризм. Спорт. Отдых 2003", прошедшей в Челябинске в конце апреля.



Несмотря на то, что половина туристических компаний, как местных, так и приезжих, оценивают спрос на туристические услуги в Челябинске как постоянно растущий, а 65% считают рынок интенсивно развивающимся, ситуация далеко не безоблачна. Помимо нестабильной политической и экономической ситуация в мире, непредсказуемости погодных условий, неразберихи в правилах пересечения границ России, туркомпании честно признаются в недостатке квалифицированных кадров. Грустно кивают головой они и в сторону СМИ, которые якобы подливают масла в огонь, то преувеличивая масштабы ливней в Греции и Чехии, то чрезмерно запугивая население очередной эпидемией в странах Азии.

Самым противоречивым направлением выездного туризма остается Турция. Несмотря на то, что она является самым модным после Испании государством у населения Южного Урала, и 20% туристических компаний рекомендуют Турцию в качестве места отдыха, 15% компаний придерживаются противоположной точки зрения. И всё же, Бодрум-Галикарнас, называемый главным "хитом" сезона, призван укрепить позиции Турции на рынке туризма. Кроме Турции "чёрную метку" туристические компании неформально присвоили Египту, Таиланду и Китаю.

Направлениями, к которым туристические компании относятся с большой симпатией, являются Испания и Россия. В России наиболее популярны Санкт-Петербург и речные круизы. Несмотря на то, что сегодня стоимость одного дня поездки в Санкт-Петербург сопоставима с днём отдыха в Турции или Испании, интерес к внутреннему туризму растет весьма динамично.

Другими растущими направлениями туризма являются экзотические страны мира - Бали, Барбадос, Ямайка, и экстремальный туризм, представленный сафари, дайвинг-сафари и погружением на затонувшие корабли. Однако, далеко не каждый сможет себе позволить потратить 2000-7000 тыс. долл. за неделю экстремального отдыха.

Вместе с рынком туризма изменяется и потребитель, изменяются его интересы и предпочтения. Он более критично и детально подходит к выбору места отдыха, требует лучшего сервиса и большего внимания к себе в сочетании с приемлемыми ценами. Все это требует от туристических агентств индивидуального подхода к каждому клиенту в зависимости от его возраста, личных пристрастий и уровня доходов. Отдых постепенно становится не знаком престижа, а простой необходимостью.

Чикалов Александр Михайлович,
Региональное маркетинговое агентство СМАРТ.