16.05.2003

Разонравившуюся покупку можно вернуть в магазин



Все ценники в магазинах скоро будут рублевыми, а разонравившиеся товары можно будет вернуть продавцу. Такова суть поправок к закону "О защите прав потребителей", которые подготовили чиновники из нескольких федеральных министерств.

Поправки в закон "О защите прав потребителей" готовятся к внесению в правительство. Сейчас документ находится на согласовании в Минюсте. Разрабатывался он совместными усилиями Минэкономразвития, Союза потребителей РФ, Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) и Министерства по антимонопольной политике и предпринимательству (МАП). Судя по имеющейся у "Известий" информации, некоторые из поправок весьма радикальны.

Всего, по словам сопредседателя Союза потребителей РФ Евгения Мясина, было предложено 29 поправок. Девять из них, касающиеся в основном перераспределения функций по защите потребителей органами исполнительной власти, отложены - видимо, до начала административной реформы. Как пояснил Мясин, они предполагают наделение соответствующими полномочиями региональных властей: сейчас закон говорит только о федеральных и местных органах власти. "Далеко не во всяком поселке есть общество защиты прав потребителей, антимонопольные органы и даже торгинспекция, - говорит Мясин, - а муниципальные власти есть везде, и именно к ним поступает наибольшее количество жалоб потребителей".

Некоторые поправки в проект не вошли по причине приближающихся выборов. Как сказала участник рабочей группы, член правления КонфОП Диана Сорк, авторы законопроекта побоялись предвыборного популизма. "Лучше подождать до окончания выборов, а затем внести реально необходимые изменения", - считает она. Мясину некоторые из отложенных поправок кажутся важными: например, обязывающая продавцов указывать цену товаров не только в у.е., но и в национальной валюте. "Сейчас продавцы часто либо устанавливают свой, завышенный курс условной единицы, либо меняют ее с доллара на евро", - говорит он.

Однако и оставшиеся поправки радуют. Например, ввод ответственности импортеров за качество товара в случае отсутствия филиала производителя на территории России. Сегодня в случае заводского брака подобных товаров (а среди них такие дорогостоящие, как бытовая техника, электроника и автомобили) потребитель остается беззащитным: дилер производителя может только бесплатно починить, но никак не обменять товар или принять его обратно. Правда, еще идут споры о механизме реализации этого положения, чтобы не допустить ограничения импорта.

По мнению Сорк, очень важна поправка, позволяющая инициировать отзыв с рынка некачественной партии товара не только госорганам, но и любым физическим или юридическим лицам. Теперь любой человек, компания или общественная организация может представить суду или антимонопольным органам доказательства опасности товара и требовать его отзыва. На Западе большинство скандалов с опасными товарами было раскручено именно фирмами-конкурентами. Вероятнее всего, в России произойдет то же самое, что подстегнет производителей к улучшению качества своей продукции. Однако если доказательства не подтвердятся, истцу придется возмещать причиненный клеветой ущерб.

Мясин отмечает положение, позволяющее госорганам и обществам потребителей получать с бракодела суммы, затраченные на экспертизу его товара. Такое право сделает всевозможные тесты выходящих на рынок, но еще не проданных товаров прибыльным делом: до сих пор такая экспертиза оплачивалась из кармана потребительской организации, так как товар еще не причинил ущерба.

Поправка, вводящая понятие "период охлаждения", может повысить доверие к дистанционной торговле и интернет-магазинам. Согласно ей, покупатель может вернуть разонравившийся товар, купленный "за глаза", после нескольких дней его эксплуатации - скорее всего, периода в 7-10 дней. Определение понятия финансовых и иных "пирамид" поможет их обманутым участникам добиваться правды в суде. А требование к производителям указывать на этикетке товаров наличие генетически модифицированных продуктов позволит наконец выяснить, что мы едим.

Источник: Известия