22.05.2003

Сотовые операторы заработают $10 млн, авиаперевозчики приготовились к потерям



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Юбилея города многие компании ждут с трепетом. Вместо сезонного наплыва клиентуры магазины и рестораны, расположенные в центре, предчувствуют спад. Среди тех, кто "поднимется" на юбилее, - турфирмы, работающие на выезд, и сотовые операторы.

        Горожане ждут от юбилейной декады проблем с передвижением. Из-за повышенных мер безопасности будут перекрыты транспортные магистрали в центре города, а также в направлении аэропорта и Константиновского дворца.

        В магазинах ожидают перебоев с доставкой товаров. Об этом сказал "Ведомостям" менеджер магазина Adidas, расположенного на Невском проспекте. "Пока не ясно, как во время праздников товары будут доставляться в магазины, - говорит он. - Настораживают и предполагаемые меры безопасности: ходят слухи о том, что движение в центре будут периодически перекрывать, нельзя будет припарковать машину на центральных улицах. Не факт, что покупатели смогут дойти до наших магазинов". По словам менеджера, в магазин приходил участковый милиционер и предупреждал, что во время проезда кортежей по Невскому выходить из магазина нельзя будет даже продавцам.

        Глава петербургского представительства компании "Джамилько" Елена Казакова опасается, что в юбилейные дни снизятся объемы продаж. Едва ли иностранцев заинтересуют российские бутики, так что рассчитывать приходится лишь на соотечественников, которых в дни праздника на улицах будет меньше, чем обычно, полагает она.

        Однако некоторые ритейлоры полагают, что продажи останутся на прежнем уровне или даже вырастут. По словам Елены Смеловой, директора компании "Делта-Спорт", петербургского дилера Nike, апрель и май в магазинах компании считаются самыми горячими месяцами - идет продажа весенне-летней коллекции. Слухи о закрытии магазинов в центре она считает преувеличением.

        Налетались. ..

        А транспортники уже считают убытки. С 29 мая по 1 июня аэропорт "Пулково" будет принимать только официальные делегации, так что для авиаперевозчиков наступают черные дни. Татьяна Набокова, заместитель генерального директора экспедиторской компании "Внештрансавиа", говорит, что транспортный бизнес уже пострадал - и в первую очередь из-за слухов. По ее словам, московские клиенты с середины мая отказываются посылать груз через "Пулково", опасаясь, что он здесь зависнет. Часть грузопотока можно было бы переключить на аэропорт Хельсинки, а оттуда уже везти автотранспортом. Но любой груз сначала должен быть доставлен на склад временного хранения в зоне Пулковской таможни, а из-за закрытия Пулковского шоссе туда нельзя будет попасть, говорит она. Второй терминал находится на Волхонском шоссе, которое тоже попадает в зону ограниченного движения. По ее оценкам, за четыре дня, когда будет закрыт аэропорт "Пулково", компания может потерять около четверти своего ежемесячного дохода. "При этом я не уверена, что после праздников работа будет налажена сразу", - говорит Набокова.

        Петербургские рестораторы тоже не ждут от празднования 300-летия ничего хорошего. Директор находящегося на Большой Морской улице ресторана "Христофор" Станислав Майсак говорит, что в нынешнем мае его ресторан заработает вдвое меньше денег, чем год назад. "О какой прибыли можно говорить, если центр города будет постоянно перекрыт и даже домой люди, живущие в этом районе, будут проходить по пропускам. Во время праздничной недели ресторан будет работать, но фактически мы будем отдыхать", - говорит Майсак.

        Исполнительный директор ресторана "Пропаганда" Антон Кузнецов полагает, что самой серьезной проблемой на период праздников станет доставка продуктов. Складов "Пропаганды" хватает всего на 3 - 4 дня. "Чтобы не остаться без продуктов, мы будем завозить товары ночью - днем не проехать", - говорит Кузнецов. Правда, большого потока туристов на пике праздника он не ждет. Многочисленные официальные делегации, скорее всего, ограничатся ресторанами гостиниц, в которых они остановятся.

        Задел на будущее.

        "По данным Северо-Западной пограничной службы, в Петербург на период праздников приедет до 1 млн гостей, - сообщил "Ведомостям" Сергей Корнеев, директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии. - Большинство из них оформили заказы заранее, и турфирмы или привезут своих клиентов до закрытия "Пулково", или используют Москву и Хельсинки в качестве перевалочных пунктов".

        Часть инфраструктуры, рассчитанной на прием туристов, будет задействована для приема официальных делегаций. По словам Алексея Филькова, директора по транспорту компании "Балтик трэвел компани", в распоряжении которой находится 21 автобус, в праздничные дни компания планирует передать весь свой автопарк диспетчерской службе компании "Интуравтосервис", координатору перевозок официальных делегаций.

        "Интуравтосервис", которому принадлежит 60 автобусов, будет в праздничные дни управлять парком из 150 машин - это половина петербургских автобусов, пригодных для перевозки иностранных туристов. По словам Аркадия Блита, генерального директора компании "Интуравтосервис", аренда транспорта будет оплачена из федерального бюджета.

        Остальным автобусным перевозчикам работы, скорее всего, не найдется: обычных туристов будет меньше, а движение по центру города - затруднено. Блит признает, что компании столкнутся с рядом сложностей в дни празднования, однако, по его словам, их потери окупятся во второй половине лета.

        "Туризма в дни проведения саммита фактически не будет из-за нехватки мест в гостиницах, - говорит Блит. - Мы надеемся, что юбилей поможет растянуть туристический сезон в этом году, и ожидаем всплеска активности на туристическом рынке уже в конце этого лета".

        Заполняемость большинства городских гостиниц обеспечит ФГУП "Президент-отель", которое бронирует несколько тысяч номеров для официальных гостей юбилея. По словам Натальи Белик, директора по связям с общественностью отеля "Коринтия Невский Палас", договоры с ФГУПом заключили крупнейшие отели города, в том числе "Невский Палас".

        Первоначально "Президент-отель" планировал размещать гостей в 24 отелях, однако со временем их число сократилось. По словам директора одной из петербургских гостиниц среднего класса, "Президент-отель" так и не заключил договор с его гостиницей и теперь, в разгар туристического сезона, она остается недозагруженной.

        По его словам, договор не был заключен, так как "Президент-отель" не смог представить четких объяснений, когда и как будет осуществляться оплата за бронируемые номера.

        "В апреле мы поняли, что мы не сможем ни заключить договор, ни привлечь альтернативных туристов, потому что они планируют свои поездки как минимум за полгода, - говорит он. - Получается, что в пиковый сезон, когда средняя загрузка составляет около 85% , мы загружены только на 60% и выйти на нормальные сезонные показатели сможем только к середине лета".

        По словам Белик, в договоре, заключенном с ФГУП "Президент-отель", прописаны все обязательства сторон, в том числе по оплате. Правда, договор был подписан в марте, а не в январе, как первоначально планировалось.

        Менеджер пострадавшей гостиницы полагает, что часть номеров останется свободной и в дни торжеств. "Непонятно, кто будет останавливаться там, если даже те туристы, которые забронировали места заранее, отказались от своих планов", - говорит он.

        Неразбериха с гостиницами сократила число иностранных туристов. Президент туристической компании "Ника" Леонид Флит также считает, что туристов в Петербург приедет значительно меньше, чем можно было ожидать. По его словам, западные операторы приостановили продажу туров, когда стало известно, что с 15 мая по 5 июня большинство гостиниц будут заняты официальными делегациями.

        "Потом, правда, этот срок сократили, но часть потенциальных гостей города уже была упущена, - говорит Флит. - К тому же, если даже [туристы] и приедут, мы не сможем показать им за период праздников важнейшие достопримечательности. Петродворец, например, закрыт для туристов 30 и 31 мая, а Екатерининский дворец - с 29 по 31 мая. Однако я не исключаю, что 300-летие может дать толчок развитию туризма в 2004 г. ".

        Сергей Корнеев из РСТ также считает, что 300-летие в будущем принесет турбизнесу Петербурга серьезные дивиденды. "Саммит полезен тем, что у иностранцев, которые увидят по телевидению глав своих государств в Петербурге, может усилиться желание сюда поехать. К тому же 300-летие сломает давно сложившийся стереотип, что Петербург - это красивый город-памятник, где не происходит никаких событий", - говорит Корнеев.

        Еще один высокий сезон.

        Турфирмам, работающим на выезд, юбилей города уже обеспечил незапланированные доходы. Менеджеры говорят о дополнительном пике продаж, сравнимом с майскими праздниками. По словам заместителя генерального директора по развитию турфирмы "Ривьера" Максима Пузакова, фирма продала 2000 путевок на неделю с 21 по 29 мая, это почти в два раза больше, чем за майские праздники прошлого года. Цены на путевки выросли на 10 - 20% по сравнению с обычным уровнем.

        "Многие предприятия решили приостановить свою работу на неделю праздников. Логично, что их сотрудники используют такую возможность для отдыха. Масла в огонь подлили слухи о том, что центр города будет постоянно перекрываться, а центральные станции метро закроют", - считает Пузаков. С ним согласна коммерческий директор туристического агентства "Тураэро" Юлия Большакова. Объем продаж в ее компании по сравнению с прошлогодними майскими праздниками вырос в полтора раза. Самым популярным направлением, по ее словам, является Турция, которая в период майских праздников из-за войны в Ираке осталась почти невостребованной.

        С нетерпением ждут юбилея и сотовые операторы - они рассчитывают заработать на роумерах. По словам Аэлиты Давыдовой, начальника службы по связям с общественностью компании "Телеком XXI" (дочерней компании МТС на Северо-Западе) , специалисты компании ожидают в праздничные дни увеличения количества абонентов в сети МТС в 2 - 3 раза по сравнению с обычными майскими праздниками, на которые приходится пик разговоров по роумингу. "В дни саммита нагрузка может увеличиться в 4 - 5 раз", - говорит Давыдова.

        "ВымпелКом", запустивший петербургскую сеть в середине апреля, по словам директора по связям с общественностью "ВымпелКома" Михаила Умарова, рассчитывает с помощью российских роумеров загрузить сеть, в которой сейчас только около 20 000 абонентов. "Сеть рассчитана на гораздо большую нагрузку, и гости Петербурга из России и других стран смогут на время занять свободные мощности", - говорит Умаров.

        Директор по маркетингу Северо-Западного филиала "МегаФона" Дмитрий Шкенев говорит, что роумер выгоднее для оператора, чем домашний абонент. "Не надо тратить деньги на привлечение [роумера], обслуживание, выставление счета. Достаточно предоставить ему эфир", - говорит Шкенев.

        По оценке аналитика ACM Consulting Антона Погребинского, благодаря роумерам петербургские GSM-операторы за праздничные дни заработают около $10 млн.

        ПЕШКОМ ИЛИ НА ВЕЛОСИПЕДЕ: Настойчивые слухи о грядущих трудностях в передвижении создали напряжение в бизнес-среде. В некоторых компаниях сотрудников отправляют в отпуск. Например, на винодельческом заводе "Вилаш" на дни праздников в оплачиваемый отпуск уходят около 120 сотрудников (две трети численного состава предприятия). По словам директора по маркетингу завода Максима Черниговского, это продуманная политика руководства: после горячего времени в апреле - начале мая, когда торговые точки закупали продукцию завода, наступает временное затишье и можно отправить работников отдыхать.

        Алексей Чернушевич, глава петербургского филиала инвестиционной компании "Тройка Диалог " (его офис располагается в бизнес-центре "Белые ночи" на Малой Морской улице) , говорит, что с удовольствием ушел бы в отпуск, однако дела не позволяют. В "Тройке" готовятся к тому, что в крайнем случае сотрудники будут добираться на работу пешком. "К счастью, у нас есть возможность перевести звонки на Москву", - говорит Чернушевич.

        В консалтинговой компании S. Zinovieff & Сo, офис которой расположен на Итальянской улице, приобрели велосипед, чтобы при необходимости можно было добраться до клиентов. Глава фирмы Себастьян Фитцлайон говорит, что не будет относиться снисходительно даже к вынужденным опозданиям сотрудников.

Источник: Ведомости