22.05.2003

Торговцам прописали рецепт красоты



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Предпраздничный Петербург выглядит пестро. Особый колорит добавляет оформление витрин магазинов и кафе символикой 300-летия. Несмотря на настойчивые рекомендации чиновников, участники рынка действовали по принципу "кто во что горазд".
Еще в октябре 2001 г. Смольный призвал владельцев расположенных в центре магазинов и точек общепита навести в них порядок и украсить к юбилею. Было рекомендовано использовать официальную символику, которой к тому моменту, правда, еще не существовало. Спустя год на стенах и в витринах магазинов Центрального и Адмиралтейского районов начали появляться первые флажки и плакаты, на продавцах - косынки и шарфики с изображением Медного всадника и надписью "Петербургу - 300 лет".

Их распространением занимались отделы торговли и потребительского рынка территориальных управлений. "Давят сильно, угрожают, что кто не повесит плакаты - того СЭС будет проверять и штрафовать", - сказали в небольшом круглосуточном магазинчике, показывая на два больших и три маленьких флага в витрине. Кроме того, над прилавком магазина вывешен юбилейный плакат, а продавщица и кассир повязали косынки с петербургской символикой.

О прессинге со стороны теруправления говорят и в крупных торговых компаниях. Менеджер магазина Adidas, попросивший не упоминать его имени в печати, рассказал "Ведомостям", что ТУ Центрального района распространило предписание с просьбой развесить юбилейную символику.

В пресс-службе сети Sela сказали, что рекомендации оформить витрины носили добровольно-принудительный характер: санкций не обещали, но регулярно напоминали. В итоге из нескольких предложенных вариантов был выбран один: в витринах магазинов Sela появилась официальная эмблема праздника в виде контура стены Петропавловской крепости с надписью "Петербург. 1703 - 2003".

По словам руководителя одной из петербургских компаний, специализирующейся на производстве наружной рекламы, его клиенты не раз жаловались, что представители теруправлений действительно угрожали "уклонистам" санкциями со стороны контролирующих органов.

В территориальных управлениях Адмиралтейского, Петроградского и Центрального районов отказались от комментариев. А заместитель руководителя комитета экономики, промышленной политики и торговли петербургской администрации Арсений Фомин ранее заявил "Ведомостям", что никакого давления на торговлю администрация не оказывает, а предложение оформить витрину носит исключительно рекомендательный характер. "Кроме того, никто не говорил, где и какую символику должны покупать магазины", - уточнил Фомин.

Единообразия в оформлении действительно нет. У торговцев был широкий выбор. Официальную эмблему юбилея распространяли ГУП "Дирекция юбилейных торжеств" и "Центр полиграфических услуг "Хромис" (это единственная в городе фирма, которая приобрела права на изготовление и продажу печатной продукции с изображением эмблемы трехсотлетия). Кроме того, ряд типографий печатали наклейки и плакаты без эмблемы или по эксклюзивным заказам. Несколько небольших фирм предлагали флаги и косынки. По словам торговцев, флаги продавали (в зависимости от размера) по 250 - 350 руб. , косынки - по 200 руб. , плакаты стоят в пределах 100 руб. Участники рынка затрудняются даже приблизительно оценить емкость рынка, так как в одном магазине на витрине могут соседствовать несколько разных изображений - и официальные, и "неформатные".

Некоторые предприниматели поставили эстетические принципы выше административных. По словам представителя одной из петербургских торговых сетей, главная проблема при распространении официальной юбилейной символики заключалась в ограниченном количестве предложений. "Мы и рады бы купить что-то у города, но все, что нам предлагали, было выполнено очень убого, - сказал торговец. - Скорее всего, с низким спросом и связано стремление продать то, что есть, любыми средствами, в том числе и с использованием контролирующих органов". "Наше руководство не устроил ни один из официальных вариантов, так как они не вписывались в оформление витрин", - добавил он. В результате в компании приобрели наклейки и плакаты "произвольного" дизайна и без официальной символики.

А сеть кофеен "Идеальная чашка" разработала юбилейные наклейки собственного дизайна. На них изображен контур собора Петропавловской крепости и написано: "Поздравляем город с юбилеем". Наклейки выдержаны в кофейной цветовой гамме, как и интерьеры "Идеальной чашки". "Так проще вписать поздравление в наш стиль", - говорит представитель сети.

Источник: Ведомости