22.05.2003

"Балтике" вряд ли удастся зарегистрировать локальные марки пива с использованием географических названий.



Крупный скандал развивается в Красноярске - местный пивоваренный завод "Пикра" и компания "Балтика" одновременно выбросили на рынок пиво под названием "Красноярское". Как пишут красноярские СМИ, абсурдности в ситуацию добавляет то, что обе конкурирующие компании принадлежат шведскому концерну "Би-Би-Эйч". А недавно "Балтика" позаимствовала для своего хмельного напитка имя столицы Сибири - гордое название "Новосибирское" отныне украшает пиво, которое разливают далеко за пределами Новосибирска и области.

Акция балтийских пивоваров, проведенная накануне празднования 110-летия Новосибирска, стала неприятным сюрпризом для городской власти. В управлении потребительского рынка говорят, что представители "Балтики" никак не согласовали использование имени города с мэрией. "Это безобразие и хулиганство,- считает замначальника управления Надежда Сударева. - Надо еще выяснить, как они умудрились зарегистрировать это Название".

В случае с "Балтикой" проблема использования имени Новосибирска выходит за рамки вопроса взаимоотношений бизнеса и власти. Дело в том, что на использование любых географических названий при регистрации марки законом наложены серьезные ограничения. Не допускается также регистрация товарных знаков, способных ввести в заблуждение по поводу самого товара или его изготовителя. Так, например, название "Ладога на Камчатке" не может быть зарегистрировано точно так же, как название "Пивоваренная компания "Балтика" в Ростове-на Дону". В Федеральном институте промышленной собственности (подразделение "Роспатента", которое занимается регистрацией марок) считают, что такие наименования вводят потребителей в заблуждение.

Отвечая на вопрос о том, каким образом "Балтика" оформляет права на новую марку пива, в пресс-службе компании признали, что название "Новосибирское" не может быть зарегистрировано в принципе. И сейчас юристы компании работают над тем, чтобы каким-то образом зарегистрировать сам дизайн этикетки. Главный специалист Новосибирского антимонопольного управления Наталья Камнева полагает, что эта ситуация требует серьезного анализа и изучения на предмет соответствия нормативной базе - просто до сих пор реклама пива "Новосибирское" не попадала в поле зрения антимонопольщиков.

Экспансию на рынке, когда в качестве тарана используется местная "именная" марка, "Балтика" ведет не только в Новосибирске и Красноярске. Под эту программу подпадают российские города-"миллионщики", где питерцы пытаются отобрать у местных производителей часть рынка недорогого пива. Многие эксперты сомневаются в продуктивности "балтийского" подхода к переделу рынка пива.

Маркетолог Александр Филюрин уверен, что "Балтике" не удастся зарегистрировать локальные марки с использованием местных географических названий: "Зарегистрировать пиво "Новосибирское" практически невозможно, тем более что заявитель не является местным производителем. "Балтика" сможет отстаивать свое право лишь на определенный изобразительный ряд этикетки. Но в случае, если местный производитель выведет на рынок пиво с аналогичным названием и чуть видоизмененной этикеткой, то "Балтика" юридически с этим ничего поделать не сможет". Филюрин сомневается в успехе нового маркетингового приема "Балтики": "Не думаю, что у них хватит сил в 10-15 городах проводить внятную программу маркетинга, планировать и развивать продвижение пива, рассчитанного на местный рынок. Предсказываю, что этот эксперимент завершится неудачей".

По информации газеты "Новая Сибирь"

Источник: UNIPACK.RU