22.05.2003

Табачное лобби побеждает медиков



Вчера Всемирная организация здравоохранения одобрила Рамочную конвенцию по борьбе против табака. В результате четырехлетней борьбы табачных гигантов с медиками 190 стран мира окончательный текст этого документа оказался вполне безобидным для табачной индустрии. Единственное жесткое ограничение - полный запрет на рекламу табака - будет вводиться не сразу и не во всех странах.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объединяет 190 стран, включая Россию. Все они должны будут ратифицировать конвенцию и сдать документ о ее ратификации генеральному секретарю ООН. На 90-й день после сдачи документа на хранение конвенция вступит в силу.

Конвенция по борьбе с курением разрабатывалась четыре года и должна была серьезно усложнить жизнь табачным компаниям. Например, первоначальная ее редакция обязывала все государства - участники конвенции довести долю акциза в стоимости табачных изделий до 2/3 и полностью запретить рекламу табака. Но крупнейшие производители вовремя подключились к борьбе с медиками. Еще в марте 2000 г. British American Tobacco разослала в адрес правительств стран - членов ВОЗ пресс-релиз с резкой критикой проекта. Производители табака утверждали тогда, что ВОЗ превышает свои полномочия и вмешивается во внутренние дела государств.

В результате одобренный вчера документ оказался довольно безобидным для табачной индустрии. Например, требование о ставке акциза в 2/3 цены заменено фразой о том, что налоговая политика должна способствовать "сокращению курения табака". Другие перечисленные в конвенции ограничения - например, запрет на курение на рабочих местах и в общественном транспорте - действуют в России с января 2002 г. Некоторые требования конвенции даже мягче российских. Например, документ обязывает страны сделать автоматы по продаже сигарет недоступными для несовершеннолетних, а в России эти автоматы запрещены вовсе. Запрещена и поштучная продажа сигарет, а конвенция призывает страны лишь "стремиться" к этому запрету.

Представители крупнейших табачных компаний отнеслись к документу ВОЗ благосклонно. Представитель швейцарского офиса Philip Morris Марк Фрич заявил "Ведомостям", что конвенция позволяет "достигнуть эффективного регулирования табачной отрасли". Единственная серьезная претензия производителей табака к документу касается полного запрета на рекламу их продукции. "Мы должны иметь право говорить со взрослым населением", - говорит Фрич. Директор по корпоративным вопросам российского офиса BAT Владимир Аксенов приводит такой пример: его компания пытается убедить потребителей курить сигареты с фильтром (они менее вредные) , но без рекламы это будет нелегко.

Впрочем, запрет на рекламу прописан в конвенции очень осторожно. Во-первых, ввести его нужно будет в течение пяти лет после ратификации конвенции и вступления ее в силу. Во-вторых, запрет вводится лишь в том случае, если он не противоречит конституции страны. Представитель правительства в Конституционном суде Михаил Барщевский напоминает, что российская Конституция гарантирует свободу экономической деятельности, которая без рекламы невозможна, а также свободу слова и распространения информации. Правда, в ст. 55 Конституции говорится, что права и свободы могут быть ограничены, если это необходимо для защиты здоровья и нравственности. "Но я утверждаю, что реклама табака вредит здоровью нации не больше, чем реклама макарон", - говорит Барщевский. Сам он, впрочем, заядлый курильщик.

Еще одно неприятное для компаний нововведение касается предупреждений о вреде курения. По российскому закону они должны занимать не менее 4% площади пачки сигарет, а конвенция требует "ни в коем случае не менее 30% " (на принятие соответствующего закона дается три года).

Табачные лоббисты надеются, что после ратификации конвенции депутаты Госдумы не будут ужесточать ее абстрактные положения внутренними законами. "Мы активно работаем с Думой и правительством и надеемся на их здравый смысл", - говорит Аксенов. А Михаил Барщевский даже нынешние ограничения считает бессмысленными. "Чиновники, которые раньше курили в кабинетах, вынуждены теперь всякий раз бегать в курилку. В итоге на выкуривание пачки в день уходит больше трех часов рабочего времени", - говорит юрист.

Источник: Ведомости