28.05.2003

Спор двух бальзамов. "Калина" требует аннулировать регистрацию зубной пасты "Торна"



Екатеринбургский концерн "Калина" обратился в "Роспатент" с просьбой аннулировать регистрацию товарного знака "Кедровый бальзам" московской компании "Торн". Крупнейший парфюмерно-косметический концерн страны полагает, что москвичи имитируют его зубную пасту "Лесной бальзам".
Дистрибьюторская компания "Торн" знаменита тем, что продает зубные пасты под товарными знаками, похожими на марки других компаний. В начале года в ассортименте "Торна" были пасты Quatrodent, "32 Жемчужины", бестселлером компании является марка "Кедровый бальзам". До февраля 2003 г. "Торн" также продавал зубную пасту Aquarelle производства болгарской компании "СТС" - оформление тюбика было похоже на Aquafresh. Годовой объем продаж "Торна" составляет около $35 млн. Основное производство размещено на белорусском заводе "Модум". По данным маркетингового агентства ACNielsen, весной этого года "Торн" и "Модум" контролировали около 8% рынка зубных паст в стране.

В Екатеринбурге считают, что оформление "Кедрового бальзама" похоже на "Лесной бальзам" производства "Калины", и потому обратились в палату по патентным спорам "Роспатента" с просьбой аннулировать регистрацию товарного знака "Кедровый бальзам". Как сообщил "Ведомостям" представитель юридической фирмы "Городисский и партнеры" Валерий Лыжин, москвичи подали заявку на регистрацию своей марки на два года позднее екатеринбуржцев. К моменту подачи заявки на регистрацию "Кедрового бальзама" "Калина" продала около 40 млн тюбиков своего бальзама, а выручка от продажи составляла 173 млн руб.

Кроме того, по словам Лыжина, проведенный факультетом социологии МГУ опрос показал, что 60% потребителей путают при покупке "Кедровый" и "Лесной" бальзам.

"Если привести аналогию, то это как брэнд "Адидас" и выпуск подделки "Адибас", - добавляет пресс-секретарь "Калины" Сергей Казанцев.

Маркетологи высказали удивление решением "Калины": "Торн" в последнее время вкладывает значительные средства в поддержку своего бестселлера, и, если потребители путают две марки, получается, что "Торн" работает на конкурента. По данным маркетингового агентства RPRG, в прошлом году "Торн" потратил на рекламу своей ударной марки более $2 млн - почти в два раза больше, чем "Калина". К началу этого года оба бальзама входили в десятку самых продаваемых зубных паст в России. Согласно данным маркетингового агентства ACNielsen, на долю "Лесного" приходилось 4% рынка, на долю "Кедрового" - 2,3%.

Сотрудник компании "Торн", просивший не называть его имени в печати, заявил, что, подав обращение в патентные органы, конкуренты из Екатеринбурга пытаются решить проблемы с продвижением собственных торговых марок.

Независимые юристы сомневаются, что "Калине" удастся доказать свою правоту.

Лариса Тульникова, патентный поверенный компании "Пепеляев, Гольцблат и Партнеры", полагает, что кедр и лес - совершенно разные понятия.

"Кедр - это дерево, которое занимает совершенно особое место в растительном мире, кедру были посвящены целые многотомники книг. Как можно смешивать понятия кедра и целого леса? " - возмущается Тульникова. По ее словам, любой семантический анализ, который проведут независимые филологи, подтвердит правоту "Торна".

Источник: Ведомости