28.05.2003

"Балтика" сокращает дистрибьюторов. И теряет в объемах продаж



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Падение продаж пивоваренной компании "Балтика" в I квартале произошло из-за кардинальной перестройки сбытовой системы предприятия. Участники рынка считают, что это временное падение и после того, как система будет построена, показатели "Балтики" вернутся на прежний уровень.
Пивоваренная компания "Балтика" была создана в 1990 г. в форме государственного предприятия. Сейчас ее крупнейшим акционером является концерн Baltic Beverages Holding AB, которому принадлежит 75% акций компании. "Балтика" объединяет пять заводов (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Тула, Самара, Хабаровск).

До сих пор на территории страны продажи "Балтики" шли через 31 собственное региональное сбытовое подразделение. В апреле президент "Балтики" Таймураз Боллоев заявил "Ведомостям", что в компании задумываются о реструктуризации и планируют организовать продажи по территориальному принципу. "Процесс реорганизации должен быть завершен к середине года", - сказал Боллоев.

По информации пресс-службы "Балтики", сейчас территория страны поделена на восемь сбытовых регионов. Существующие сбытовые подразделения поделены между ними по географическому принципу. По словам сотрудника пресс-службы "Балтики" Анны Каган, сделано это для того, чтобы обеспечить полный контроль за сбытом, так как раньше не было информации, сколько точно пива продается в каждом регионе.

Первые изменения коснулись столиц. В Петербурге число дистрибьюторов сократили с 10 до четырех. Как сказал генеральный директор компании "Евразия" Николай Перепелица, чья фирма оказалась в числе избранных, город поделен на четыре района, за каждый из которых отвечает свой дистрибьютор. Параллельно на этих территориях работает отдел продаж "Балтики". "Компания занимается работой с сетями и крупными универсамами, а мы - со всем остальным", - уточнил Перепелица.

В Москве, как утверждают участники рынка, компании, которые торговали "Балтикой", никто не считал: любой оптовик мог заключить контракт как напрямую с компанией в Петербурге, так и с ее филиалом "Балтика-Москва". "Такого понятия, как московский дистрибьютор, у компании не существовало", - сказал представитель одной из московских оптовых фирм.

По словам Сергея Растегаева, генерального директора оптовой компании "Беллиген", сейчас в столице осталось восемь дистрибьюторов, которые занимаются продажами продукции "Балтики". "Не исключено, что это не последнее сокращение и впоследствии здесь останется 3 - 4 оптовика, как у других пивоваров", - говорит Растегаев.

Подразделение "Балтика-Москва" выполняет функции логистического центра. Представители этой фирмы ездят на переговоры между дистрибьюторами и магазинами, так как отвечают за маркетинг и мерчендайзинг. "Такие тройственные встречи не затягивают переговоров", - уточняет Растегаев.

Именно перестройка сбытовой сети, по данным "Балтики", привела к ухудшению основных финансовых показателей. Объем чистых продаж сократился на 10,5% , операционная прибыль - на 44% , чистая прибыль - на 13%. Но торговцы считают, что после того, как новая система продаж будет полностью выстроена, компания сможет восстановить показатели. "Это положительно скажется на продажах, так как остановится процесс перетекания пива из региона в регион", - считает Сергей Растегаев. "Мы уже увеличили план продаж, и он еще будет расти", - говорит Николай Перепелица.

Источник: Ведомости