04.06.2003

Автопром возвращается в 1998 г. Аналитики ожидают кризиса в отрасли



Аналитики прогнозируют, что 2003 год будет нелегким для российского автопрома. Объем выпуска легковушек в России приблизится к показателям кризисного 1998 г. По мнению экспертов, производители до сих пор не могут оправиться от публичного предварительного обсуждения новых пошлин на иномарки.
До середины 2002 г. дела в российском автопроме шли неплохо: в 1999 г. производители воспользовались плодами кризиса 1998 г. и нарастили выпуск, а в 2001 г. объем производства перевалил за 1 млн штук. Но в прошлом году наступила стагнация: все автозаводы страны выпустили только 981 000 штук автомобилей. По общему мнению аналитиков и самих производителей, медвежью услугу им оказало правительство, которое слишком долго тянуло с решением о введении пошлин на подержанные иномарки старше семи лет. "Предложение старых иномарок на рынке превысило спрос, что привело к снижению цен на подержанные автомобили. Новые российские машины стали менее привлекательными для потенциальных покупателей", - отмечает аналитик компании "Тройка Диалог " Андрей Кормилицын.

Запретительные пошлины на иномарки старше семи лет действуют с октября, но преодолеть спад производства эти меры пока не помогли. Если верить прогнозам аналитиков, нынешний год будет самым трудным для автопрома за последние пять лет. По данным консалтинговой компании "АСМ-холдинг ", в I квартале объем производства легковых автомобилей снизился на 14% , а продажи - почти на 6%. По оценке Объединенной финансовой группы (ОФГ) , в 2003 г. объем производства отечественных легковых машин снизится в сравнении с 2002 г. на 7% - до 912 000 автомобилей. Худший показатель был только в 1998 г. - 840 000 машин.

Хуже всего дела идут у крупнейших автопроизводителей - "АвтоВАЗа" и ГАЗа. В нынешнем году они оба уже останавливали свои сборочные конвейеры. Горьковский автозавод брал тайм-аут, чтобы запустить производство модернизированной "Волги" ГАЗ-3110 с бесшкворневой подвеской и коробкой передач (ее серийный выпуск начался две недели назад). "АвтоВАЗ", отмечает замначальника управления "АСМ-холдинга" Юрий Котляров, уходил на каникулы, для того чтобы распродать свои и дилерские складские запасы автомобилей. В итоге, по данным представителя Ассоциации дилеров "АвтоВАЗа", тольяттинский завод запланировал на этот год рекордно низкий для себя показатель производства - менее 700 000 машин (против 703 000 в 2002 г. ). Падение производства на ГАЗе за первые четыре месяца 2003 г. составило 48%. Правда, по данным начальника пресс-службы ГАЗа Сергея Лугового, по итогам 2003 г. автозавод планирует увеличить выпуск легковых машин по сравнению с 2002 г. - примерно до 70 000 машин с 65 648. Дела обстоят благополучно у группы "СОК", контролирующей заводы "Ижмаш-Авто" и "Рослада". По данным "АСМ-холдинга", в I квартале группа увеличила производство на 11%. Спад не затрагивает и сборочные производства иностранцев. Калининградский "Автотор", например, в январе - мае 2003 г. продал в три с лишним раза больше своих автомобилей марки Kia, чем за тот же период прошлого года.

Сергей Луговой называет падение производства на ГАЗе в I квартале плановым и говорит, что оно отражало сокращение производства старой "Волги". Сотрудник московского представительства "АвтоВАЗа" не комментирует производственные планы завода. "Выпуск будет определяться экономической ситуацией", - говорит он. Впрочем, дилеры "АвтоВАЗа" заметили сокращение производства. "Они выпускают чуть меньше, чем требует рынок, поддерживая хороший спрос", - утверждает сотрудник компании, входящей в ассоциацию дилеров ВАЗа.

Некоторые эксперты считают, что в нынешнем году производители не смогут оправиться от прошлогоднего кризиса, вызванного резким ростом ввоза в Россию подержанных иномарок. Елена Сахнова из ОФГ отмечает, что к осени для отечественных производителей может вновь появиться риск кризиса перепроизводства, как это было в октябре 2002 г. "Чем больше будет затягиваться вопрос введения очередных пошлин [на иномарки от трех до семи лет], тем хуже для отечественной промышленности", - считает она. С ней согласен источник на ГАЗе. А вот Кормилицын из "Тройки Диалог " считает, что в 2003 г. ситуация нормализуется, несмотря на неопределенность с пошлинами. "Иномарки от трех до семи лет не являются конкурентами основной массе отечественных автомобилей", - говорит Кормилицын.

Источник: Ведомости