04.06.2003

Фондовый рынок уходит на каникулы. Потенциал роста российских акций почти исчерпан



Бурный рост российского фондового рынка в начале года вселил в сердца аналитиков тревогу за его будущее. Летом его ждет традиционное затишье, считают большинство из них. А у некоторых оптимистическое начало года вызывает неприятные ассоциации с предкризисным 1997-м. Впрочем, обвал шестилетней давности не повторится, убеждены они.
Летом фондовые рынки большинства стран замирают: из-за снижения деловой активности в сезон отпусков инвесторы предпочитают размещать свои средства не в акциях, а в более надежных инструментах, например государственных облигациях. Но этот год для России особенный.

Российская экономика в полном порядке: в I квартале ВВП вырос на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, золотовалютные резервы каждую неделю бьют рекорды, инфляция снижается. Международные рейтинговые агентства приблизили кредитный рейтинг России вплотную к инвестиционному уровню. Укрепление рубля провоцирует экспортеров продавать валютную выручку, из-за чего в экономике образуется избыток рублевой ликвидности. Часть этого рублевого навеса выплескивается на рынок акций, которые растут бешеными темпами. С начала года индекс РТС вырос на 27,7% против 34,1% за весь прошлый год.

Но все эти достижения только усиливают пессимизм участников рынка - во всяком случае, на ближайшее будущее. "Бурный рост не может продолжаться вечно, а лето - период традиционного затишья на рынке", - говорит старший аналитик по акциям банка HSBC Дмитрий Юдин. Он говорит, что для активной игры нужны новые объекты, которых сейчас нет. "Вряд ли они появятся до конца года", - считает Юдин.

Аналитик "ВЭБ-инвест Банка" Михаил Зак считает, что спрос на российские акции сохранится первые две-три недели июня, а в конце месяца может произойти коррекция. Он объясняет это тем, что в конце полугодия финансовые компании будут закрывать свои позиции, чтобы зафиксировать прибыль. "Это хороший шанс для паевых фондов и инвесткомпаний отчитаться о блестящих результатах", - говорит Зак. В середине лета он не исключает продолжения понижательной коррекции. "Но сильного падения ждать не стоит, - отмечает он. - Если индекс опустится до 410 - 420 пунктов, можно смело возобновлять покупки акций".

"Основной движущей силой российского фондового рынка в первом полугодии стал избыток ликвидности", - говорит старший стратег Альфа-банка Кристофер Уиффер. Он вспоминает, что этот год начался со знаковой сделки между ВР и ТНК. "Для российских компаний, накопивших огромные объемы наличности, она стала поводом для выхода на рынок и скупки акций конкурентов или компаний других секторов", - считает Уиффер. По его мнению, спекулятивная активность довела котировки этих компаний до справедливого уровня и во второй половине года инвесторы предпочтут перейти из этих "горячих" акций в бумаги компаний с хорошими фундаментальными показателями. Они не были объектом ажиотажной скупки, и у них большой потенциал роста. В числе таких бумаг аналитики Альфа-банка называют "ЛУКОЙЛ", потенциал роста акций которого оставляет 45% , "Газпром" (20% ), "Норильский никель" (16% ), Сбербанк (23% ).

"Российский рынок ценных бумаг начинает перегреваться, причем ситуация очень напоминает то, что происходило на рынке в 1997 г. , за год до финансового кризиса, - заявил в понедельник гендиректор "Ренессанс Капитала" Стивен Дженнингс на организованной этой компанией ежегодной конференции инвесторов. "Я удивлен тем, насколько ситуация на рынке похожа на ту, что была в то время", - сказал он. В "Ренессансе" подметили, что за первые пять месяцев 1997 г. индекс РТС вырос на 50% , а за тот же период этого года - на 30% , причем в обоих случаях объем торгов вдвое превышал показатель предыдущего года, а рост был обеспечен наплывом "достаточно наивных инвесторов". "Сейчас РТС лишь на 10 пунктов ниже уровня августа 1997 г. , когда он достиг 470", - отметил Дженнингс.

Но несмотря на обилие схожих факторов, в этот раз исход будет другим, убеждены эксперты. Эти периоды нельзя сравнивать, говорит старший экономист Brunswick UBS Эл Брич: "Российская экономика в 1997 г. была гораздо слабее, чем сегодня. Тогда российский бюджет был в дефиците, сегодня наоборот. К тому же сегодня российские компании сильно недооценены по фундаментальным показателям по сравнению со своими западными аналогами".

Источник: Ведомости