04.06.2003

Китай поддержит свой автопром. И подготовит его экспансию на внешние рынки



В ближайшее время Китай намерен принять новую амбициозную госпрограмму развития автопрома. Благодаря ей страна рассчитывает превратиться в одну из крупнейших мировых автомобилестроительных держав.
Предварительный вариант китайской программы развития автопромышленности был обнародован в мае. Конечная цель, заявленная в этом рамочном документе, - превратить Китай в "крупнейшую мировую автомобилестроительную державу" и обеспечить "широкомасштабную экспансию [китайских автопроизводителей] на международный рынок". Руководство Китая ставит перед своими компаниями цель: "к 2010 г. более 50% продаж автомобилей, произведенных в стране, должны быть произведены местными компаниями, владеющими правами собственности".

Несмотря на то что местные автомобилестроительные компании по-прежнему удерживают сильные позиции на рынке грузовых транспортных средств, на рынке легковых автомобилей в Китае доминируют западные брэнды. Новая стратегия развития автопрома по замыслу ее авторов должна вынудить иностранные автомобилестроительные компании заняться исследованиями и разработкой автомобилей в Китае, а также стимулировать передачу современных технологий СП, действующим в стране. Сейчас ситуация выглядит иначе: большинство существующих автомобилестроительных СП в Китае выпускает модели, разработанные за рубежом для продажи на внутреннем рынке.

"С принятием этой программы [иностранные автомобилестроительные компании] будут вынуждены передать свои технологии и ноу-хау местным партнерам", - полагает местный анонимный эксперт в области автоиндустрии.

Предыдущая программа развития китайского автопрома была принята в 1994 г. Она ставила целью консолидацию раздробленной автопромышленности в рамках ограниченного числа крупных компаний. Последние могли бы работать с иностранными инвесторами над модернизацией обветшалых производственных мощностей и выводом новых моделей на дороги Китая. Но после вступления Китая в ВТО в конце 2001 г. правительство приняло решение отказаться от старой концепции. Теперь ставка делается на модели, разработанные внутри страны. При этом в новой концепции останется без изменения максимальная 50% -ная доля участия иностранных компаний в китайских СП.

Некоторые эксперты выражают опасения по поводу того, что новая программа не слишком соответствует условиям, на которых Китай вступил в ВТО. Но они признают, что доказать это будет сложно. "[Эта программа] противоречит духу ВТО, - уверен вышеупомянутый автомобильный эксперт. - Но [китайское правительство] так ловко ее написало, что в ней не содержится никаких явных нарушений взятых им обязательств перед ВТО". Это мнение разделяет и управляющий партнер шанхайской юридической фирмы Coudert Brothers Оуэн Ни. (WSJ, 2. 06. 2003, Владимир Волков)

Источник: Ведомости