04.06.2003

Подземные сети растут. Сотовые абоненты привыкают разговаривать в метро



Весь последний год сотовые операторы "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и "ВымпелКом" интенсивно строили свои сети в московском метрополитене. Абоненты "Би Лайн GSM" могут разговаривать уже на 16 станциях метро, а сеть МТС полностью охватила все станции внутри кольцевой линии. Третий общероссийский GSM-оператор - "МегаФон" застроил своей сетью больше половины питерского метро, а в будущем году обещает взяться и за московское.
Сотовая связь давно уже не воспринимается москвичами и петербуржцами как нечто элитное. Соответственно, абоненты сотовых сетей составляют все большую долю среди пассажиров метро. Потеря связи с внешним миром создает им многочисленные неудобства, ведь они уже привыкли постоянно быть на связи. Например, в метро легко потеряться - перепутать место встречи или опоздать, не имея возможности предупредить об этом.

Первым стал строить подземные сети "Северо-Западный GSM" (нынешний "МегаФон"). Он начал осваивать территорию питерского метро еще в 1999 г. Вслед за ним МТС приступила к созданию подземной сети в Москве. Эти работы затрудняются сложной архитектурой метро, обилием металлических конструкций, экранирующих радиосигналы, а также особым режимом доступа. Кроме того, установка базовой станции под землей обходится операторам в два раза дороже, чем на поверхности, поэтому проект сам по себе оказывается низкоокупаемым.

Дальше всех в организации сотовой связи в метро, причем не только в московском, продвинулась МТС. По словам пресс-секретаря МТС Евы Прокофьевой, сеть компании охватила 54 станции московского метро внутри кольца, все шесть пересадочных узлов в питерском метро, а также все 11 станций метрополитена Новосибирска. Кроме этого, после покупки в ноябре прошлого года акций компании "Украинская мобильная связь" (UMC) в активе МТС появилось шесть станций киевской подземки.

Впрочем, абоненты, добирающиеся в центр с окраин Москвы, будут еще долго испытывать неудобства - чем дальше станция от центра, тем меньше ее экономическая эффективность для оператора. Например, МТС уже снизила темпы строительства. В этом году планируется установка 12 станций - таким образом, будет обеспечена связь на всей Сокольнической ветке, говорит Прокофьева.

Зато МТС первой попробовала обеспечить непрерывную связь во время движения поезда. Для этого между станциями "Марксистская" и "Третьяковская" проложен специальный кабель внутри тоннеля. Поначалу операторы себе такую задачу вообще не ставили и намеревались обеспечить связь только на платформах и эскалаторах. Сейчас в МТС исследуют, насколько эффективной является прокладка кабеля в туннелях. От его результатов зависит интенсивность будущих работ.

"ВымпелКом" начал подземное строительство последним и ведет его сейчас ускоренными темпами. Его отставание связано с трудностями в подписании договора о совместных работах с компанией "Метро-Телеком". Эта компания, имеющая эксклюзивное право на проведение строительных работ в московском метро, аффилирована с МТС.

"Сеть "Би Лайн GSM" работает в Москве на 12 станциях Таганско-Краснопресненской ветки, а также недавно заработала на четырех станциях киевского пересадочного узла. В планах компании - станция "Театральная", - рассказал специалист по связям с общественностью компании "ВымпелКом" Артем Минаев. Метро в других городах не входит в число ближайших приоритетов для "ВымпелКома".

Подождать придется и московским абонентам "МегаФона". В этом году оператор не планирует начинать строительство своей сети в московском метро. "Пока мы анализируем опыт конкурентов, а работы начнем в следующем году", - сообщил Роман Проколов, советник гендиректора Sonic Duo (московского филиала "МегаФона"). По его мнению, строить надо непрерывающуюся сеть, потому что в ближайшие годы в метро наиболее востребованными будут именно неголосовые услуги - SMS, мобильные игры, мобильный Интернет, знакомства и т. д.

Между тем Северо-Западный филиал "МегаФона" почти освоил питерское метро. Здесь сотовая связь работает на 30 станциях - это около 60% всех станций в Питере, говорит специалист по связям с общественностью "МегаФона" Марина Белашева. Строительство сети в питерском метро обходится операторам несколько дороже московского. Дело в том, что метро в Питере расположено глубже, чем московское, и, например, для уверенного приема на его эскалаторах приходится ставить дополнительные антенны.

КОМУ НУЖЕН ТЕЛЕФОН В МЕТРО: В феврале 2003 г. группа стратегического анализа и развития холдинга "Система Телеком" провела исследование об использовании сотовой связи в метро. Исследованием были охвачены абоненты всех московских сотовых сетей. Оказалось, что каждый третий сотовый абонент ежедневно ездит в метро. Из них 67% заявили, что пользуются своим мобильным телефоном, находясь под землей.

Среди тех, кто пользуется мобильным телефоном в метро, наиболее популярен самый традиционный сервис - телефонные разговоры (37% опрошенных заявили, что делают это часто, 60% - иногда). Затем идет отправка SMS (17% - часто, 34% - иногда) и игры (8% и 14% ).

Источник: Ведомости