04.06.2003

Российские компании будут похожи на американские



У акций российских компаний есть шанс подняться в цене, даже если макроэкономическая конъюнктура для России в целом будет не очень благоприятной. К такому выводу аналитики пришли, посмотрев на рынок корпоративных бумаг в США.

Инвестиционные аналитики компании Brunswick UBS, сравнив российские компании с американскими, обнаружили следующее. Несмотря на небывалый экономический подъем в Америке в 90-х годах прошлого столетия, прибыль американских корпораций в расчете на акцию не только не возросла, но даже снизилась на 0,1% (оценивались компании, входящие в индекс Dow Jones). А балансовая стоимость на одну акцию, то есть сколько имущества компании обеспечено одной акцией, снизилась за период бурного роста рынка аж на 27%.

Если же к этому добавить еще и корпоративные скандалы, потрясшие Америку в самом начале нынешнего столетия, то получается, что риск покупки американских акций оказался выше, чем рассчитывали инвесторы.

Это означает, что премия за риск (скидка с цены акции, компенсирующая опасности владения этой бумагой), которую международные инвесторы учитывали при покупке американских акций, оказалась заниженной. Одновременно премия за риск, которую инвесторы требовали от компаний на развивающихся рынках, была завышенной. А значит, международные инвесторы будут готовы покупать российские компании в их нынешнем виде по более высокой цене. Вывод – акции российских компаний должны стоить дороже при нынешних уровнях их доходов.
Правда, стоимость акций российских компаний не может возрасти сама по себе. Для этого российским компаниям придется принять новые правила общения с акционерами и международными инвесторами.

Этих правил два: во-первых, большую часть прибыли компании должны будут направлять на выплаты акционерам, а не на реинвестиции в расширение бизнеса. Прямо скажем, отечественные компании не обзавелись еще привычкой радовать своих акционеров дивидендами. Средние дивидендные выплаты составляют не более 5% от полученного дохода. Исключения – «Сибнефть» (71% дохода роздано акционерам), «Балтика» (21%), «ЛУКойл» (19%), ЮКОС (15%), «Газпром» и «Норильский никель» (по 13%).

Справедливости ради стоит сказать, что и американские компании в последнее десятилетие были не очень-то щедры на выплаты – средний показатель составил всего 39%. Прибыль, которую компании направляют на инвестирование, не только не увеличивает стоимость активов, но зачастую способствует падению цен на акции таких инвестиционно активных компаний. Так что парадоксальным образом чем больше российская компания потратит заработанных денег на выплаты акционерам, тем дороже она будет стоить.

Возвращаясь к американским компаниям, аналитики Brunswick констатируют: актуальность снова приобретает финансирование бизнеса за счет привлечения заемного капитала. Чем больше компания может занять денег у банков и на рынке (через облигации), тем меньше денег требуется от акционеров для финансирования. В последнее десятилетие менеджеры акционерных компаний в США забыли эту простую истину. Наглядное свидетельство тому – рост рынка первичных размещений акций (IPO). Именно рост количества акций в обращении привел к снижению средней балансовой стоимости компании в расчете на акцию. Чтобы восстановить доверие инвесторов, компании все чаще обращаются к заемному финансированию и сокращают количество акций в обращении.

Российским лидерам фондового рынка, полагают аналитики, тоже имеет смысл прибегнуть к заемному финансированию своих проектов. Только занимать нужно не у банков (российские кредитные институты пока не готовы финансировать гигантов отечественной индустрии), а на открытом рынке через облигации. И не в России, где инфраструктура долгового рынка еще не развита, а на международных площадках. Тогда стоимость акций российских компаний существенно возрастет, ведь они смогут финансировать расширение своего бизнеса и доходов, не выпуская дополнительных акций и не увеличивая акционерный капитал.

Источник: Газета.RU