05.06.2003

Розничные сети подрастут. За 2 - 3 года банки инвестируют в них десятки миллионов долларов



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Петербургские банки осознали, что будущее - за розницей. В ближайшие 2 - 3 года количество банковских отделений, ориентированных на обслуживание частных клиентов и небольших компаний, в Петербурге увеличится в 1,5 - 2 раза. Инвестиции, в первую очередь в недвижимость и оборудование, составят несколько десятков миллионов долларов. Банкиры говорят, что только широкая сеть офисов обеспечивает рентабельную работу с розничными клиентами.
Ресурсы корпоративной клиентуры почти исчерпаны, считают в банках. По словам заместителя председателя правления "МДМ-банка Санкт-Петербург" Павла Лаврова, подавляющее большинство корпоративных клиентов уже поделены, возможности для наращивания бизнеса в этом сегменте постоянно уменьшаются. Директор петербургского филиала "Автобанк-НИКойла" Сергей Шубаев отмечает, что объем средств корпораций имеет тенденцию к снижению, поскольку они активно вкладываются в собственные инвестиционные программы, потому у банков растет потребность в других источниках заимствований.

Заместитель директора розничной дирекции банка "МЕНАТЕП-СПб" Вера Полещук говорит, что в последнее время все больше корпоративных клиентов отказываются от банковских займов и самостоятельного выходят на рынки капитала. На этом фоне малоосвоенный розничный рынок представляется банкирам чрезвычайно привлекательным. По мнению Полещук, спрос населения только на кредитные ресурсы сейчас в десятки раз превышает предложение.

Вице-президент Балтийского банка Ольга Яковлева отмечает, что уже сегодня остатки на счетах физических лиц в этом банке сопоставимы по сумме с остатками на счетах корпоративных клиентов.

Начальник отдела розничного бизнеса петербургского филиала Гута-банка Игорь Топровер добавляет, что помимо процентных доходов поток частных клиентов может обеспечить банкам и значительный объем комиссионных поступлений.

Сети наступают.

Сбербанк, чья сеть насчитывает сейчас более 320 городских отделений, оставляет далеко позади других участников рынка, сети которых ограничиваются пока в лучшем случае несколькими десятками точек. Из общего ряда выбивается лишь "МДМ-банк СПб", который имеет более 200 точек на почтовых отделениях, где обслуживает в основном пенсионеров.

По словам Дмитрия Яковлева, управляющего петербургским филиалом банка "УралСиб", в его банке оптимальным считается наличие одного банковского офиса на каждые 30 000 жителей. Это значит, что в идеале наиболее амбициозные банки должны оборудовать по городу около 150 отделений, ориентированных на обслуживание розничных клиентов.

"Кроме Сбербанка, на рынке банковской розницы нет пока крупных игроков, конкурировать не с кем, не отработаны и технологии работы с ритейлом", - говорит Яковлев.

В Петро-Аэро-банке (ПАБ) считают, что обеспечить розничный рынок Петербурга могут 120 - 180 розничных подразделений. Банк планирует расширять свою сеть, которая включает 12 отделений, 18 допофисов, 19 операционных касс и 10 пунктов обмена валюты. Площадь допофисов Петро-Аэро-банка колеблется от 30 до 300 кв. м, количество сотрудников - от пяти до 20 человек. По словам Ольги Яковлевой из Балтийского банка, программа развития сети отделений банка ориентирована именно на розничную клиентуру. В этом году Балтийский банк открыл в Петербурге два новых отделения, еще два появятся до конца года. Мини-офисы банка работают в гипермаркетах "О'Кей", число которых к концу года возрастет до трех. Банк планирует следовать за сетью гипермаркетов и дальше - к 2005 г. в Петербурге должно работать уже 10 гипермаркетов "O'Кей".

Павел Лавров из "МДМ-банка СПб" утверждает, что банк будет продолжать использовать сеть почтовых отделений и открывать дополнительные офисы в спальных районах.

Председатель правления ПСБ Александр Пустовалов говорит, что для розничной экспансии ПСБ будет как использовать уже существующие отделения, так и создавать новые. "Сейчас мы имеем ряд плохо доступных точек, не приспособленных для формирования приемлемого потока розничных клиентов, - поясняет Пустовалов. - Поэтому нам придется и посмотреть под новым углом на существующую сеть отделений, и предусмотреть открытие достаточного количества дополнительных офисов". Чтобы определить, где и как они будут действовать, в ПСБ полгода назад создали специальную дирекцию розничного бизнеса.

"МЕНАТЕП-СПб", у которого четыре универсальных отделения в городе, также собирается в течение пяти лет увеличить сеть в несколько раз, говорит Вера Полещук.

Помимо крупных петербургских универсальных банков планы расширения сети отделений вынашивают и филиалы крупных иногородних банков.

По словам Дмитрия Яковлева, банк "УралСиб", у которого в Петербурге шесть офисов и две сберкассы, до конца 2003 г. собирается открыть еще шесть допофисов. В расширение сети "УралСиб" вкладывает в этом году более $1 млн. Яковлев заявил, что планы филиала на 2004 г. еще более смелые, однако детализировать их отказался.

Возможно, к концу года в Петербурге появятся первые розничные отделения Альфа-банка, работающие под торговой маркой "Альфа-экспресс". Заместитель управляющего филиалом Альфа-банка Дмитрий Цымляков говорит, что многое будет зависеть от результатов работы первых подобных отделений в Москве, открывшихся этой весной. Филиал "Автобанк-НИКойла" собирается увеличить количество точек присутствия в Петербурге до 10. По словам Сергея Шубаева, добавятся еще четыре отделения, а существующие шесть точек планируется переоборудовать для удобства обслуживания частных клиентов. Планы открытия новых отделений анонсируют также представители филиала Гута-банка, Банка Москвы и других столичных банков, активно развивающих розничное направление.

Интерес к рознице проявляют и малозаметные пока участники рынка. Так, по словам управляющего петербургским филиалом СДМ-банка Игоря Борисова, в этом году его структура откроет в городе два отделения, предназначенных для обслуживания розничной клиентуры.

Такие разные супермаркеты.

Банкиры сходятся в том, что создание сетей отделений, которые предлагали бы клиентам наибольший спектр услуг, - магистральная линия развития банковской розницы. Помимо собственно банковских операций (прием вкладов, обмен валют, обслуживание и выпуск пластиковых карт, кредитование, перевод денежных средств, коммунальные и прочие платежи и т. д. ) эти отделения также смогут предложить так называемые услуги компаний-партнеров, как правило аффилированных с банком: паи инвестиционных фондов, различные варианты страхования, пенсионные программы и даже туристические путевки.

К концепции "финансового супермаркета" тяготеют большинство банков. Различия заключаются в тактике. По мнению Игоря Топровера, типовое розничное банковское отделение - это мини-офис площадью 40 - 100 кв. м с персоналом 4 - 6 человек. Причем, если площадь офиса составляет 100 кв. м, там можно разместить даже сейфовое хранилище, которое в связи с требованиями ЦБ относительно уровня защищенности занимает как минимум половину такого помещения. Сергей Шубаев из "Автобанк-НИКойла" оценивает затраты на оборудование типового мини-отделения в $20 000 - 30 000, а средний срок окупаемости - в год.

Балтийский банк, по словам Ольги Яковлевой, ориентируется на крупные отделения площадью 300 - 400 кв. м с персоналом 6 - 7 человек, предоставляющие полный комплекс услуг.

Председатель правления Телекомбанка Юрий Новиков говорит, что в Петербурге цена обустройства 1 кв. м банковского офиса варьируется от $500 до $1000 в зависимости от местоположения, типа здания, уровня оснащенности и т. д.

По словам Яковлева из "УралСиба", большинство новых отделений окупаются быстрее расчетного срока, который составляет два года. Расходы на создание одного допофиса он оценивает в $150 000 - 200 000. Штат отделений не превышает 10 человек, они предоставляют практически те же услуги, что и головной офис, за исключением кредитования. По его словам, утвержденная недавно схема позволит осуществлять кредитование физических лиц непосредственно в отделениях уже в этом году. По словам Яковлевой, при открытии отделений Балтийский банк будет закладывать такие планировочные решения, которые позволят в будущем отсекать зону круглосуточного обслуживания клиентов. В отделениях "Альфа-экспресс" подобная зона спроектирована изначально. Вера Полещук утверждает, что "МЕНАТЕП-СПб" будет открывать и крупные универсальные отделения, и небольшие мини-офисы. "Их будут объединять имидж банка и культура продаж, единая для всех подразделений", - поясняет Полещук.

Представители разных банков на условиях анонимности оценивают общие инвестиции банков в расширение розничных сетей в сумму от $25 млн до $75 млн. Эти вложения, преимущественно в оборудование и недвижимость, будут сделаны в ближайшие 2 - 3 года.

Торговая зона.

Участники рынка недвижимости уже заметили активность банков. По словам Бориса Мошенского, консультанта по недвижимости фирмы Reim Consulting, поскольку банки переориентируются на работу с физлицами, им требуются помещения торгового типа. Минимальная площадь банковских отделений - 60 - 80 кв. м, говорит Мошенский. "Выбор помещений под банковские отделения ограничен рядом технических требований ЦБ", - напоминает он.

Мошенский говорит, что цены на помещения торгового типа, составляют в среднем $250 - 1000 за 1 кв. м в год, причем верхний предел ограничен весьма условно. Руководитель группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский говорит, что по опыту западного ритейла можно ожидать, что вскоре банковские отделения начнут появляться в крупных торговых центрах. Сейчас этого не происходит из-за высоких арендных ставок, полагает он. К примеру, аренда помещения на 1-м этаже торгового центра в спальном районе будет стоить около $700 - 800 за 1 кв. м в год. Для сравнения: нежилое помещение на 1-м этаже жилого дома напротив того же торгового центра может быть куплено в собственность за те же деньги либо арендовано по цене в два раза дешевле.

Директор департамента коммерческой недвижимости корпорации "Петербургская недвижимость" Елена Воскресенская считает наиболее популярным способом получить помещение под филиал расселение квартир на первых этажах, преимущественно в спальных районах (правда, Мошенский, напротив, считает, что банки очень осторожны и не проявляют интереса к таким помещениям). Другой путь - приобретение коммерческих помещений в новых и строящихся домах.

По оценке банкиров, приобретение недвижимости оптимальнее аренды, даже долгосрочной. По словам Ольги Яковлевой из Балтийского банка, это выгоднее, поскольку пропадает зависимость от растущих арендных ставок.



Источник: Ведомости