05.06.2003

Водораздел. Майя Кучеркова, жена основателя компании "Чистая вода" Скотта Никола, пытается отсудить половину его состояния.



Бракоразводный процесс может доставить беспокойство и швейцарской Nestle, купившей у Никола его компанию. Ведь на половину акций "Чистой воды" претендует Кучеркова.
Американский профессор Скотт Никол в 1991 г. основал компанию по доставке питьевой воды в офисы "Чистая вода", а два года спустя он женился на бывшей чемпионке России по гольфу Майе Кучерковой. За 10 лет брака у них появилось четверо детей, а Кучеркова даже поработала генеральным директором компании. Но осенью прошлого года супруги разошлись, а в феврале "Чистую воду" - к тому времени крупнейшую в своем секторе - купила швейцарская Nestle. Сумму сделки стороны не раскрывают, но, по данным адвоката Кучерковой Александра Добровинского, Никол выручил не меньше $50 млн. А вот жене, по словам адвоката, остался дом в подмосковном Красногорске стоимостью около $800 000 и автомобиль Toyota.

Сегодня административный суд штата Пенсильвания, где проживает Кучеркова, начнет рассматривать ее иск о разводе. Поскольку точная сумма, уплаченная Nestle Николу, Кучерковой не известна, она требует признать сделку ничтожной и передать ей 50% акций "Чистой воды", говорит Добровинский. Супруга также требует половину акций в венгерской и украинской компаниях Clear Water, по-прежнему принадлежащих Николу, справедливого раздела другого имущества семьи и денег на содержание детей (сейчас они живут с отцом, но Кучеркова настаивает на том, что они должны жить с ней). Всю сумму иска Добровинский оценивает в $35 - 40 млн.

Адвокат Никола Наталья Рожкова называет большинство требований Кучерковой безосновательными. "Компанию "Чистая вода" Никол основал на свои личные и заемные средства за два года до вступления в брак с Майей, - говорит Рожкова. - Поэтому требования истцов в отношении возмещения доли в "Чистой воде" безосновательны". Добровинский на это возражает, что за время брака стоимость компании возросла многократно и этот прирост следует считать совместно нажитым имуществом.

Независимые юристы полагают, что у Кучерковой неплохие шансы на победу. Американские суды обычно благосклонно относятся к таким искам, и у матерей обычно высокие шансы вернуть детей и часть нажитого имущества, говорит Куртис Мастерс, партнер юридической компании Baker & McKenzie. А вот вероятность расторжения сделки Никола с Nestle юристы оценивают невысоко. "Я не располагаю важными в таком случае деталями, но вряд ли дело дойдет до пересмотра сделки, в Америке такого практически не бывало", - говорит Мастерс. Обычно в таких случаях истец получает эквивалент акций в деньгах. Джеймс Манделл, юрисконсульт юридической фирмы "Саланс", тоже считает маловероятным пересмотр сделки.

Добровинский, впрочем, попытается привлечь Nestle в качестве соответчика. По словам адвоката, швейцарская компания не спросила необходимого в таких случаях согласия супруги на совершение сделки. "Перед оформлением сделки Никол просил жену подписать бумагу о том, что в случае продажи компании она не будет претендовать на вырученные средства, - рассказывает Добровинский. - Бумага не была подписана, но Nestle проигнорировала этот факт". Рожкова отвечает, что Nestle не знала о трениях между супругами и Никол об этом не говорил. "По нашему мнению, раз Никол являлся единоличным владельцем бизнеса, разрешение супруги не требовалось", - говорит адвокат. А брат Никола Тодд говорит, что швейцарцы о разрешении супруги не спрашивали.

Как сообщила "Ведомостям" Наталья Никитина, юрист фирмы White&Case, представляющей интересы Nestle Waters, ее клиент впервые узнал о споре между двумя супругами из писем адвокатов Кучерковой уже после того, как сделка была совершена. Никитина заявила, что бракоразводный процесс касается только бывших супругов и не касается Nestle, и отказалась от дальнейших комментариев.

Источник: Ведомости