05.06.2003

Табачные компании предлагают увеличить акциз для своих конкурентов



Вчера в преддверии заседания бюджетного комитета Госдумы несколько ведущих табачных компаний (в частности, British American Tobacco, "Балканская звезда", "Лиггетт-Дукат") провели совместную пресс-конференцию, на которой предложили свой вариант изменения ставок сигаретных акцизов. Табачники предложили вдвое (с 5 до 10%) увеличить адвалорную составляющую акциза. Это предложение невыгодно двум самым крупным игрокам табачного рынка – Philip Morris и JTI: больше всех налогов придется платить именно им.

Сейчас в России действует смешанная система взимания акциза: 50 руб. за 1 тыс. штук плюс 5% отпускной цены для сигарет с фильтром и 19 руб. плюс 5% для сигарет без фильтра. До конца прошлого года действовала специфическая система: для сигарет с фильтром акциз составлял 39,2 руб. за 1 тыс. штук, для сигарет без фильтра – 11,2 руб. за 1 тыс. штук. Специфическая система выгодна производителям дорогих брэндов Philip Morris и Japan Tobacco International (JTI), так как не учитывает отпускную цену. На введении смешанной системы настояли российские табачные фабрики и British American Tobacco (BAT).

Проиллюстрировав результаты применения комбинированной системы налогообложения табачной отрасли (по данным ассоциации табачных производителей "Табакпром", налоговые поступления за первые четыре месяца этого года составили 4,7 млрд руб.), директора табачных компаний заявили, что при дальнейшем повышении акцизных ставок следует исходить из увеличения адвалорной составляющей до 10%. По словам директора по корпоративным отношениям BAT Владимира Аксенова, это даст конкурентные преимущества российским производителям, основой производства которых являются сигареты в низших ценовых сегментах. Предложение прозвучало весьма своевременно – правительственный вариант, который сегодня планируется обсудить на бюджетном комитете, предусматривает увеличение лишь специфической составляющей (с 50 до 60 руб. за 1 тыс. штук для сигарет с фильтром).

Как и ожидалось, высказанная вчера идея была встречена в штыки двумя лидерами табачного рынка России – Philip Morris и JTI, которые активно лоббируют возврат к старой системе налогообложения. По словам директора по корпоративным вопросам JTI Вадима Боцан-Харченко, "принятое в прошлом году решение о переходе на смешанную систему акцизов на табачные изделия было ошибочным".

Источник: Коммерсант