06.06.2003

Комбинат раздора. На Казанский жиркомбинат нашлось двое претендентов



Крупный региональный производитель растительного масла, маргарина и майонеза - Казанский жиркомбинат заинтересовал покупателей из двух совершенно различных отраслей - агрохолдинг "Разгуляй-УКРРОС" и крупного производителя моющих средств "Нэфис косметикс". Между тем еще год назад жиркомбинат был никому не нужен: весной прошлого года Минземимущество Татарстана выставило на торги блокирующий пакет акций предприятия, но продать смогло только 2%.
Казанский жировой комбинат (КЖК) был запущен в 1996 г. Производственные мощности составляют 10 000 т растительного масла, 6800 т майонеза и 22 400 маргарина в год. В 2002 г. 100% акций комбината находилось в собственности Министерства земельных и имущественных отношений (Минземимущество) Татарстана, а управляла КЖК местная холдинговая компания "Ак Барс".

Казанский химический комбинат "Нэфис", по собственным оценкам, контролирует 10 - 11% российского рынка стирального порошка и 13 - 14% рынка туалетного мыла. Основные брэнды - BiMAX и Sorti. В 2002 г. оборот предприятия составил 1,85 млрд руб. Акции распределены среди менеджмента комбината.

Как заявил вчера "Ведомостям" сотрудник холдинговой компании "Ак Барс", пожелавший остаться неназванным, КЖК недавно был продан химкомбинату "Нэфис". Руководитель юридического департамента "Ак Барса" Нина Денисенко подтвердила "Ведомостям", что переговоры о продаже велись, но чем они завершились и почему холдинг продает принадлежавший Минземимуществу комбинат, говорить отказалась. Генеральный директор "Нэфис косметикс" Дмитрий Хайбуллин признал, что переговоры уже практически завершились, но самой сделки "еще нет".

Год назад Минземимущество пыталось найти инвестора для Казанского жиркомбината. В марте 2002 г. на инвестиционный конкурс был выставлен блокирующий пакет ОАО, но продать удалось лишь 2% акций КЖК, за которые Минземимущество получило 4,45 млн руб. Вчера в пресс-службе республиканского министерства "Ведомостям" заявили, что КЖК все-таки был продан "Ак Барсу" на инвестиционном конкурсе, подробности которого чиновники не привели.

Возможно, это приобретение "Ак Барс" сделал для последующей перепродажи жиркомбината. В ноябре 2002 г. холдинговая компания заказала оценку стоимости КЖК московской компании "Финансовые и бухгалтерские консультанты" (ФБК). А уже в начале нынешнего года "Ак Барс" сделал предложение о покупке комбината всем профильным игрокам рынка.

"Ак Барс" около полугода назад предложил нам купить Казанский жиркомбинат за 380 млн руб. , но мы отказались от сделки, - говорит президент саратовской группы "Букет" Владислав Буров. - Маргариновый рынок сейчас демпинговый, а ради производства майонеза не было смысла покупать весь комбинат". Аналогичное предложение "Ак Барс" сделал Нижегородскому масложировому комбинату (НМЖК) и группе "Русагро", которые также отказались от покупки. Гендиректор компании "Русагро-Масло" Федор Огарков заявил "Ведомостям": "Покупка нового актива в довольно автономном регионе помимо затрат на его приобретение потребовала бы значительных инвестиций в развитие сырьевой зоны и, следовательно, повлекла бы перераспределение инвестиций, намеченных компанией на ближайший год".

Единственным агрохолдингом, согласившимся на сделку, стала группа "Разгуляй-УКРРОС". В конце мая на презентации облигационного займа, прошедшей в Казани, президент группы "Разгуляй-УКРРОС" Игорь Потапенко объявил о готовящейся покупке Казанского жиркомбината. О появлении конкурента, считающего, что он уже почти купил комбинат, Потапенко узнал от "Ведомостей". "По моим данным, продажи еще не было, - говорит Потапенко, - мы по-прежнему ведем переговоры с "Ак Барсом". По его словам, цена, запрашиваемая холдингом, достаточно высока (цифру Потапенко называть отказался) и в "Разгуляе" считают справедливой оценкой КЖК $5 млн, поскольку в предприятие необходимо инвестировать еще $3 млн. По оценке Хайбуллина из "Нэфис", инвестиций в жиркомбинат понадобится сделать на порядок выше - до $30 млн, а по мнению председателя совета директоров НМЖК Николая Нестерова, затраты на раскрутку предприятия и вовсе могут составить $60 млн. Только в этом случае предприятие сможет занять хорошие позиции на высококонкурентном рынке, считает Нестеров.

Источник: Ведомости