10.06.2003

В моде торговые улицы. Купить магазин в бойком месте практически невозможно



Бурный прирост современных торговых площадей в столице продолжается, и многие аналитики предсказывают обострение конкурентной борьбы между торговыми центрами, в которой непрофессионально организованные или неудачно расположенные комплексы неизбежно начнут терять арендаторов и снижать арендные ставки. Хотя общая экономическая ситуация остается благоприятной для сектора розничной торговли и, соответственно, для выходящих на рынок новых проектов - но только до тех пор, пока их не станет слишком много. В то же время арендовать отдельные магазины на ведущих торговых улицах города почти нереально.
За последние несколько лет большинство существующих на рынке торговых операторов удвоили количество своих магазинов, сообщила Наталья Орешина, консультант по торговой недвижимости компании Stiles & Riabokobylko, на недавно организованной фирмой конференции - презентации рынка торговых площадей. По ее словам, общее количество торговых площадей в существующих 54 торговых центрах на начало года достигло 783 000 кв. м.

Эксперты компании Colliers International называют более значительные цифры. По их данным, общее количество торговых площадей в торговых центрах достигло примерно 1,4 млн кв. м - только за прошлый год объем вновь введенных в эксплуатацию комплексов составил около 600 000 кв. м. Прибавление еще почти 900 000 кв. м ожидается в этом году.

Только за прошлый год инвестиции в торговую недвижимость, по данным Мосгоркомстата, составили примерно $450 млн, а общие вложения в розничную торговлю достигли $2 млрд. Объем розничного товарооборота в 2002 г. в столице превысил 1 трлн руб.

За первые месяцы этого года в Москве появилось три новых торговых центра, крупнейшим из которых стал "Маркткауф" (26 500 кв. м) - первый проект немецкого девелопера AVA в Москве. Вторым по площади (13 000 кв. м) является торговый центр в Люберцах, построенный сетью супермаркетов "Патэрсон". Его уникальная деталь - открытая парковка на крыше второго этажа.

Небольшой, но расположенный на очень "вкусном" месте (Страстной бульвар) торгово-офисный центр отличается от других необычной концепцией. Вместо привычного продуктового супермаркета, салона бытовой техники, центра высокой моды его якорным арендатором был избран книжный магазин.

А сегодня откроется уже четвертый центр мелкооптовой торговли "Метро Кэш энд Керри" на улице Рябиновой, 59.

С увеличением предложения торговых помещений московский рынок ожидает выход новых брэндов, отмечают аналитики Stiles & Riabokobylko. В 2002 г. в столице вышли на рынок крупнейшие сетевые операторы: Auchan и Marktkauf, а теперь планируется выход OBI, Kinostar, Leroy Merlin. Также нашли своих российских потребителей такие брэнды, как ZARA, Douglas Rivoli, Tatuum, Reserved, Ваtа, Karen Millen, Accessorize, Walking, Lush и др.

В отличие от бурного развития предложения торговых центров, спрос на отдельные магазины в центральной части города и на основных торговых улицах чаще всего остается неудовлетворенным. По сведениям Colliers International, предложение таких площадей остается крайне низким. Единственной заметной сделкой в этом сегменте рынка, по данным компании, стала аренда компанией Samsung помещения по адресу Тверская ул. , 9, у ОАО "Группа компаний "Карло Пазолини". Оценочная площадь магазина около 18 000 кв. м.

В целом же спрос на отдельно стоящие магазины в Москве распределен неравномерно. Наибольшим спросом у операторов розничной торговли пользуются Тверская улица, Новый Арбат, Садовое кольцо, Ленинский проспект, Ленинградский проспект, а также так называемые бутиковые улицы - Третьяковский проезд, Кутузовский проспект, Столешников переулок, Кузнецкий Мост, Петровка. Помещения в спальных районах также вызывают интерес у торговых компаний. Однако вследствие большего объема и меньшего числа потенциальных арендаторов (отдельно стоящие магазины на периферии менее привлекательны для форматов торговли, рассчитанных на высокий пешеходный поток) ставки аренды здесь значительно ниже.

Как отметил руководитель отдела PR агентства недвижимости Blackwood Владимир Вашлаев, сейчас начинается активное освоение районов Третьего транспортного кольца за счет площадей, выводимых из эксплуатации (речь идет о рынках, киосках, павильонах, чья доля на рынке заметно сокращается). Пример - строительство нового торгового комплекса в Лужниках на месте рынка, располагавшегося здесь до 2003 г.

Еще одной важной тенденцией рынка аналитики и риэлторы считают увеличение доли развлекательного сегмента в составе торговых комплексов. Например, в некоторой степени знаковым событием специалисты Colliers International называют открытие кинотеатра системы IMAX в торговом центре "Рамсити" на Правобережной улице. IMAX - первый в России кинотеатр формата 3D, который должен сделать торговый центр более привлекательным.



Источник: Ведомости