16.06.2003

Фотоотчет с Каннского Фестиваля Рекламы


23 июня, Канны. Финишной черты не существует
20 июня, Канны. Не бойтесь шокировать!
19 июня, Канны. Очень хлопотный день!
18 июня, Канны. Вся надежда на чукчу
17 июня, Канны. Собака-Эйнштейн
16 июня, Канны. Львы, орлы и куропатки


Вчера, 15 июня, на Лазурном берегу начал свою работу юбилейный, 50-й по счету, международный фестиваль рекламы Cannes Lions. С подробностями с места событий - обозреватель sostav.ru Влад Васюхин.

Львы, орлы и куропатки

16 июня, Канны

…Как всегда загорелый Роже Хэтчуэл, президент Cannes Lions, оказался лаконичен: "Эти результаты демонстрируют силу и важность фестиваля даже в трудные времена".
О, трудные времена, что подобно перхоти падают на наши плечи! Когда же прекратится ваш печальный звездопад? И какой Head & Shoulders вас остановит?
*
С результатов, разумеется, предварительных, и начну. Пока можно говорить лишь о количестве. Качество (как и вкусы жюри) оценим на церемониях награждения - овациями или свистом.
Cannes Lions-2003 - это 16 392 работы в пяти конкурсных номинациях, в том числе 4 577 роликов и 8 669 постеров. Увы, на 5% меньше, чем в прошлом году (а в 2001 их было вообще 19 013). Что же вы хотите, трудные времена. Экономический спад, военные конфликты, чума на оба ваши дома… Самые существенные убытки - в конкурсе фильмов: недобор по сравнению с прошлым годом - 9,5%.
70 стран-участниц (в прошлом году - 63). Пятерка лидеров выглядит так: США - 2382 работы, Германия - 1485, Великобритания - 1466, Бразилия - 1197, Испания - 1089. А вот Бахрейн, Исландия, Македония, Маврикий и Марокко попытают счастья с одной-единственным лотерейным билетом. Уважаю! Кстати, Украина и Белоруссия на "Каннских львов" не претендуют вообще. Я понимаю не-участие Ирака и Палестины, но что мешает братьям-славянам вырваться за рамки домашних триумфов? Неужели 550 евро, которые следует заплатить за выставление одного ролика, или 290 евро за один постер кажутся неподъемной суммой? А ведь и в Киеве, и в Минске хорошо представлены сетевые агентства. Кто не рискует, тот не пьет "Вдову Клико"!
*
Россия-мать на этот раз выставила, точнее, они сами выставились, 37 кандидатов (ровно столько же у Израиля): 12 роликов, 17 постеров, 5 работ - в конкурсе Media Lions (оценивается удачный выбор рекламоносителей) и 7 - в Lions Direct (награды присуждаются за креативные решения в сфере direct marketing).
Как ни странно, нет ни одного отечественного участника в состязании Cyber Lions (а ведь именно в этом конкурсе русские получили своего пятого и пока последнего "Льва": в 2001 году бронзовая статуэтка досталась Студии Артемия Лебедева за серию баннеров "Дизайн спасет мир").
Еще одна малоутешительная новость: российских рекламистов нет ни в одном из жюри. Это ли не показатель места наших креаторов в мировой рекламной табели о рангах? (Ну, а о том, что россияне, "академики рекламной индустрии", блестяще отсутствуют среди авторитетных каннских лекторов, даже и заикаться не стоит. Их там не было никогда).
*
О числе делегатов и участников говорить пока преждевременно. Ожидается примерно 8 тысяч. Как известно, не будет китайцев: атипичная пневмония лишила нас возможности пообщаться с потомками Лао-Цзы. Хотя их творчество представлено на фестивале довольно объемно: континентальные китайцы выставили 87 работ, 42 прислали с острова Тайвань, а Гонконг просто чемпион - 139.
О славных представителях России напишу в другой раз (еще не все долетели). И тем более, запланирована традиционная "Русская вечеринка" с икрой и живой музыкой, где и будет шанс чокнуться и посплетничать со всеми соотечественниками.
Приятно, что наши ребята - 23-летние москвичи Ирина Бажанова (Creative / Creativity) и Виталий Шепелев (Lowe Adventa) будут представлять страну в конкурсе Young Creatives. Пока еще российские юниоры в тройку призеров не входили. Пожелаем им удачи!
*
Предвкушение. Вот, пожалуй, самое точное слово от настроения последней недели. И бестолковая толчея в консульстве (почему французы не немцы?), и вокзал-базар Шереметьево-2, и московские 13 градусов по Цельсию вперемежку с перманентным дождем, и не впечатливший театр кабуки, на гастролях которого я успел отметиться накануне отлета… Короче, все мытарства и разочарования искупал праздник ожидания праздника.
*
"А потом был Канн, а в Канне фестиваль - нет, не кинематографический, а другой, настоящий, тот, что проводится втихую, как съезды Всемирной организации торговли или встречи в Давосе, каждый год в июне, через месяц после того, спонсированного маскарада; этот фестиваль зовется Всемирной неделей рекламы. В нем участвуют неизвестные широкой публике, но всемогущие магнаты - те, что финансируют полнометражные фильмы со "скрытой" рекламой товаров, те, что покупают на свои карманные деньги целые киностудии и делают фильмы исключительно как поддержку для будущего мерчандайзинга, в общем, те, кто владеет всей нашей планетой (во всех смыслах глагола "владеть")".
Это, как вы догадались, Фредерик Бегбедер, пресловутые "99 франков", в последний момент брошенные в сумку в качестве пляжного чтива. Не Пелевина же перечитывать в Каннах!..
*
Кстати, определимся с названием географической точки, которая на ближайшую неделю стала столицей рекламного мира. Виктор Татарский, мой культурный знакомый, легендарный радиоведущий (что официально подтверждено национальной премией "Радиомания" в номинации "Легенда радио"), регулярно пеняет мне: "Владислав Алексеевич, ну почему вы говорите - Канны?! Правильно - Канн".
"Оба правильно!" - отвечаю я с интонацией другого моего культурного знакомого - популярного эстонского телеведущего Ивара Виглы. (Когда-то, еще до развала СССР, мы с Иваром оказались в одной журналисткой делегации на Цейлоне, и горячий эстонский парень по дороге на пляж постоянно совершенствовал свой русский: "Васюхин, как правильно - загорать или загораться?" И сам же отвечал: "Оба правильно!").
На этот раз я залез в "Большую советскую энциклопедию".
Итак…
"Канн, Канны (Cannes), город, курорт на Ю. Франции, на берегу Средиземного моря, в департаменте Приморские Альпы. 68 тыс. жителей (1968). Порт, транспортный узел. Место проведения международных кинофестивалей (с 1946; во Дворце кино). Большое гостиничное хозяйство, промышленность преимущественно по обслуживанию курортного населения (текстильная, швейная, пищевая и др.). Авиационный завод. Город живописно расположен вдоль залива; на З. от порта - старая часть города. Входит в группу известных климатических курортов, составляющих Французскую Ривьеру, расположенную в районе так называемого Лазурного берега. Крупный туристический центр. Климат субтропический, средиземноморского типа. Лето очень тёплое, сухое (средняя температура июля 22,6 С), зима очень мягкая, солнечная (средняя температура января 9,3 С); осадков 580 мм в год. Основное лечение средства: гелио- и аэротерапия, морские купания (с июня до середины октября). Лечение больных с функциональными расстройствами нервной системы, ожирением, хроническими заболеваниями органов дыхания, некоторыми болезнями сердечно-сосудистой системы, почек и др. Санатории, солярии, водо- и физиолечебницы, пансионаты, отели, благоустроенный мелкопесчаный пляж. Театры и концертные залы, спортивные сооружения, плавательные бассейны".
Особенно мне понравилось про лечение больных с функциональными расстройствами нервной системы и ожирением. Про нервы молчу, а вот килограммов пять сбросить не помешает.
В общем, поскольку энциклопедия позволяет, буду называть Канны Каннами, во множественном числе. Так привычнее.
*
Капелька истории. Первый рекламный фест, положивший начало Cannes Lions, прошел в 1954 году. Его организовали торговцы рекламным временем в кинотеатрах, и поначалу соревновались лишь ролики. Забавная деталь: фестиваль проходил по очереди то в Каннах, то в Венеции, и только с 1977 года окончательно закрепился на набережной Круазетт. Номинация Press & Poster появилась лишь в 1992 году. В 1995 придумали конкурс молодых креаторов. Через три года конкурсная программа пополнилась соревнованием Cyber Lions. В 1999 году возник конкурс Media Lions. Тогда же стал присуждаться специальный "Лев" - за лучшую музыку в рекламе. Прошлогодняя новинка - Lions Direct.
*
Наверное, прав тот, кто называет "Каннских львов" - грандиозными понтами, ярмаркой тщеславия. Но разве много есть в мире мест, где можно запросто пообщаться с живыми легендами рекламы или со "звездами" уровня Сильвио Берлускони и Вима Вендерса (и с тем и с другим именно в Каннах мне удалось в 1999 году перекинуться парой слов).
И, кончено, Канны - прекрасная школа рекламного творчества. Как заметил один из членов российской делегации, генеральный директор агентства Depot WPF Алексей Андреев, "нам еще нужно учиться, учиться и учиться быть более раскрепощенными в выражении своих идей. И выражать их более ярко и оригинально".
*
От юбилея ждешь чего-то необычного. Тем более, в прошлом году, прежде, чем пригласить всех на заключительный банкет с потрясающим фейерверком, старина Хэтчуэл пообещал, что полувековые "Львы" пройдут с невиданным размахом: "Если английская королева 50-летие своего правления праздновала три дня, то уж мы будем гулять всю неделю!"
Однако вчерашний, первый день официальной работы фестиваля, по традиции выдался довольно прозаичным. У регистрационных стоек толпились подтягивающиеся из разных точек планеты делегаты. Аккредитация с раздачей всевозможной фестивальной атрибутики и глянцевой макулатуры будет идти всю неделю, ведь некоторые сильно загруженные персонажи прилетят сюда лишь дня на полтора, под самый занавес.
А в фестивальном дворце на набережной Круазетт крутили ролики, поступившие на конкурс: много хороших, но гораздо больше… хм… разных. Наученный опытом прошлых лет, я заранее отказался от попытки посмотреть все 4 577 фильма. Во-первых, это вредно для психики. Во-вторых, может реально испортить вкус. Даже финалисты иногда вызывают недоумение, что уж говорить об "общем уровне"!
*
Завтра утром должен быть оглашен шорт-лист, а вечером объявлены и "оЛЕВлены" победители (в первый вечер награждают лучшие работы в области печатной рекламы). Тогда и увидим: who is who и сделаем кое-какие выводы о тенденциях и моде.
Полные результаты - на официальном сайте фестиваля www.canneslions.com.
Будем болеть за наших!
*
За содействие в работе на фестивале автор благодарит Российскую ассоциацию рекламных агентств и лично Владимира Евстафьева и Валерию Лукаеву.