18.06.2003

Немцы под Москвой. Группа REWE может построить сеть дискаунтеров в области



Похоже, что немецкая Metro AG, недавно объявившая о миллиардных инвестициях в нашу страну, открыла окно в Россию своим соотечественникам. Как стало известно "Ведомостям", на завоевание нашего рынка решается еще одна крупная торговая компания Германии - REWE. Она планирует создать в Подмосковье сеть недорогих супермаркетов Penny. Одновременно магазины такого же формата намерены открыть в Подмосковье российские ритейлоры "Копейка" и "Пятерочка".
Группа REWE с годовым объемом продаж в 37,4 млрд евро является второй после Metro торговой компанией Германии и оператором 11 196 магазинов в Европе. У REWE есть также туристический бизнес, акции немецких медийных и авиакомпаний. REWE владеет мелкооптовыми центрами, розничными гипермаркетами и супермаркетами, универмагами, магазинами по продаже товаров для дома, бытовой электроники и т. д. Одна из основных концепций - сеть недорогих супермаркетов Penny (в мире их 2400).

О том, что REWE намерена построить магазины на территории Подмосковья, "Ведомостям" сообщил замминистра внешнеэкономических связей правительства Московской области Игорь Николаевский. Эту информацию подтвердил и министр экономики и труда федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия Харальд Шартау. По словам Николаевского, REWE вскоре намерена построить магазины в подмосковных городах с населением свыше 100 000 человек. "Пока речь идет примерно о 15 - 20 магазинах. В данный момент мы подбираем для REWE участки в 1,5 - 2 га в таких городах, как Мытищи, Серпухов, Подольск", - рассказал Николаевский, подчеркнув, что немецкая компания будет покупать землю. Проект может быть реализован в рамках сотрудничества между Московской областью и землей Северный Рейн-Вестфалия, где расположен центральный офис REWE.

Пресс-секретарь REWE Вольфрам Шмук отказался комментировать ситуацию, сославшись на то, что окончательного решения относительно создания супермаркетов в России еще нет. Однако источник в REWE подтвердил "Ведомостям", что компания планирует открывать магазины в Подмосковье, хотя отказался раскрыть подробности проекта.

По данным подмосковных чиновников, REWE в отличие от своих предшественников Metro AG и французской Auchan, уже открывших собственные магазины в России, собирается предложить российскому рынку универсамы дискаунтерного типа. Это небольшие по площади магазины самообслуживания, цены в которых на 15 - 20% ниже среднерыночных. "Мы с руководителями Министерства экономики земли Северный Рейн-Вестфалия в результате наших встреч пришли к обоюдному интересу в развитии не только гипермаркетов (типа Auchan, IKEA и Marktkauf) , но и обратить внимание на строительство магазинов небольшого формата, - рассказывает руководитель отдела инвестиционного сотрудничества Министерства внешнеэкономических связей Мособласти Александр Аксенов. - У них [группы REWE] есть такой брэнд Penny". Он считает, что эти магазины дадут возможность цивилизованно обслуживать население с уровнем дохода средним и ниже среднего: "Мы хотим, чтобы люди в городах Московской области жили достойно". Торговая площадь одного магазина Penny составляет в среднем 700 кв. м, а расходы на его строительство и организацию автостоянки (без учета затрат на покупку земли) обходятся в $1 - 1,5 млн.

REWE давно изучает российский рынок, но планировала выйти на него с другим продуктом. Весной 2002 г. делегация REWE приезжала в Москву с целью изучить рынок на предмет строительства магазинов cash & carry. Московские власти предложили REWE принять участие в реконструкции трех городских оптовых предприятий: ОАО "Сервис-Холод", ГУП "Центрмоспродрынок" и ГУП "Мосрыбкомбинат". С тех пор, по словам пресс-секретаря московского Департамента продовольственных ресурсов Люциана Павлова, серьезные переговоры по поводу этого проекта не велись.

Теперь подмосковные чиновники ждут делегацию REWE осенью. Тогда же, по их расчетам, будет решен вопрос о начале строительства и об объеме инвестиций со стороны немецкой компании.

Управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский предполагает, что REWE может приобретать землю с "запасом", и рассчитывает пригласить на свою территорию другие немецкие компании. "Во всяком случае, в Германии такая практика распространена. Рядом с Penny могут располагаться другие предприятия - например, фитнес-клубы или магазины", - рассуждает Войцеховский.

О планах по строительству магазинов в Подмосковье не раз заявляли и представители многих российских компаний, в том числе и сетей экономичных супермаркетов "Пятерочка" и "Копейка", схожих по концепции с Penny. Представители "Пятерочки" не раз заявляли о том, что подали в правительство Мособласти заявку на открытие в городах 50 универсамов экономического класса. А у "Копейки" такие же планы, как и у REWE: по словам гендиректора ООО "Копейка-Москва" Сергея Ломакина, его компания намерена открыть в 2003 - 2004 гг. магазины в городах с населением свыше 100 000 человек. "Скоро будут открыты супермаркеты в Балашихе и Королеве", - обещает Ломакин. "REWE - достойный конкурент. Любопытно посмотреть, как эта компания будет работать в России", - прокомментировал он планы немецкого ритейлора.

Источник: Ведомости