18.06.2003

Банкиры делят VIP-клиентов. В борьбу за обслуживание влиятельных персон включился Сбербанк



Среди банков обостряется борьба за частных VIP-клиентов, обслуживание которых дает не только финансовые, но и имиджевые дивиденды. Даже Сбербанк, еще недавно считавшийся "сберкассой для пенсионеров", открыл несколько десятков пунктов обслуживания VIP-клиентов, из которых 20 - в Москве. О планах создания аналогичных сетей "Ведомостям" заявили еще в нескольких крупнейших банках.
"Среди клиентов Сбербанка - крупнейшие компании. И почему отказывать их руководителям в обслуживании того уровня, которое они заслуживают по своему статусу? Мы что, должны отправить их конкурентам?! ", - говорит сотрудник Сбербанка. Поэтому в 2002 г. Сбербанк пообещал создать в Москве и ряде крупных городов сеть специализированных VIP-отделений. В них предполагалось обслуживать физлиц, имеющих крупные вклады или желающих разместить средства в доверительное управление. Вчера президент Сбербанка Андрей Казьмин сообщил, что банк уже открыл в Москве 20 точек обслуживания VIP-клиентов. И еще, как говорят в банке, - несколько десятков точек в регионах. Часто это просто обособленное помещение в обычном филиале с отдельным входом. По словам Казьмина, до конца года их станет еще больше.

Глава Сбербанка определил своего VIP-клиента как человека, который "нуждается в продуктах, отличающихся от массовых форм" вроде вклада или пластиковой карты. А сотрудник Сбербанка уточнил, что VIP-зоны рассчитаны не только на очень богатых, но и на просто влиятельных клиентов из числа культурной, политической, научной элиты. Отдача от их обслуживания несравнима с результатом, который приносят пенсионеры и другие рядовые вкладчики: по словам представителя Сбербанка, только ОПЕРУ в главном здании банка на ул. Вавилова, в котором обслуживаются и VIP-клиенты, дает 3 - 4% остатка валютных вкладов всего "Сбера".

Предправления Райффайзенбанка Мишель Перирэн считает "не очень правильным" разделение клиентуры на обычную и элитную - для банка они должны быть одинаково дороги. При этом Райффайзенбанк, по его словам, приобрел здание неподалеку от высотки Министерства иностранных дел на Смоленской площади и собирается открыть там единственное отделение для VIP-клиентов. "Для людей с большими доходами нужны определенные услуги, например управление финансами, и мы будем уделять им особое внимание", - говорит Перирэн.

Банкиры всегда уделяли особое внимание VIP-клиентам, однако подход у всех разный. Например, в "МЕНАТЕП-СПб" нет VIP-отделений или специально выделенных помещений - с такой клиентурой работает специальное подразделение, менеджеры которого при необходимости сами приезжают к клиенту. Выезд менеджера по просьбе VIP-клиента практикуют и в Росбанке, в котором помимо спецподразделения в головном офисе, которое планируется перевести в отдельный особняк, в некоторых филиалах есть специально обученные сотрудники для работы с "финансовой, политической и культурной элитой". "Private Banking Росбанка - это элитный клуб, в который нельзя попасть случайно - только по рекомендации топ-менеджмента банка, его акционеров и основных партнеров, а также наших VIP-клиентов", - говорит зампред правления Росбанка Оксана Лифар. По ее словам, так банк страхуется от денег с неясным происхождением.

А в "УралСибе" VIP-клиентов обслуживают в общих отделениях, но в специальных помещениях, иногда с отдельным входом. "Клиентам выдается VIP-карта, которая служит пропуском в VIP-зону, где помимо стандартной чашечки кофе и удобного кресла персональный менеджер предложит специальные тарифы на обслуживание - более выгодные, чем для остальных клиентов, - говорит начальник управления по связям с общественностью "УралСиба" Сергей Лобанов. - Это клиенты с вкладами свыше $10 000 или просто влиятельные люди, сам факт обслуживания которых положительно влияет на имидж банка".

"Открывать массу специальных отделений для VIP-клиентов нет смысла, с экономической точки зрения и для удобства обслуживания более целесообразно создавать на базе существующих отделений VIP-зоны, - говорит Лифар. - Думаю, по этому пути пойдет не только Сбербанк, но и многие другие банки". Среди них Гута-банк, который, по словам вице-президента Дмитрия Железцова, планирует открыть около 30 зон для обслуживания VIP-клиентов в Москве и других крупных городах.

Банк Москвы, у которого с VIP-клиентами давно работает специальное отделение, собирается создать для них целую сеть обслуживания в столице, а затем и в других городах. По словам начальника управления развития бизнеса Банка Москвы Альберта Андрианова, это будут финансовые супермаркеты, где клиенту будут предлагаться эксклюзивные услуги, в том числе непрофильные для банка (туристическое и консалтинговое обслуживание, юридическая помощь, страхование и услуги на рынке недвижимости).

Источник: Ведомости