18.06.2003

Последний магазин закрывает "Ключстройарсенал"



Последний магазин некогда крупнейшей в России сети по торговле строительными и отделочными товарами "Ключстройарсенал" закроется до конца июня. По мнению и руководителей, и конкурентов, сеть не смогла удержаться на быстро растущем рынке из-за неудачного позиционирования магазинов.
Сеть магазинов строительных и отделочных материалов "Ключстройарсенал" начала создаваться оптово-розничной компанией "ПСФ "Ключ" в середине 90-х. Расцвет сети пришелся на начало 1998 г. , когда в сеть входило 16 магазинов в Москве, Екатеринбурге, Тольятти, Ростове-на-Дону и других городах. Показатели торговли сети компания не раскрывает.

В кризисном 1998 г. "Ключстройарсенал" был крупнейшей по числу магазинов сетью по торговле строительными и отделочными материалами в стране. Однако с тех пор размер сети неуклонно сокращался, и теперь компания закрывает последний магазин. По словам гендиректора управляющего магазином ЗАО "Ключстройарсенал" Малика Каримова, сейчас идет распродажа складских запасов. "Осталось около 20% товаров и оборудования, распродажу планируется закончить в конце июня", - говорит он.

В мае руководство магазина распространило пресс-релиз о возможной продаже магазина продуктовой сети "Диета-38". Представители этой сети, впрочем, утверждают, что никаких соглашений подписано до сих пор не было.

За последние полтора года кроме "Ключстройарсенала" (торговая площадь 4500 кв. м) в Москве прекратил работу лишь один крупный объект розничной торговли стройматериалами - принадлежащий петербургской компании "Лаверна" магазин "Максидом" площадью около 5000 кв. м. Закрытие этих магазинов противоречит тенденциям рынка: по оценкам специалистов, в московском регионе сейчас продается в розницу строительных и отделочных материалов на $1,5 - 1,8 млрд в год и эта цифра быстро растет.

Получить официальные комментарии от представителей ПСФ "Ключ" не удалось, однако, как предположил один из сотрудников компании на условиях анонимности, магазин закрывается из-за неурегулированных проблем с партнерами. "В 2003 г. ряд западных компаний, инвестировавших в строительство и развитие [магазина], отказался от схемы выплат задолженности, поэтому потребовалась продажа здания", - говорит менеджер. По его словам, магазин стоимостью $2 млн "Ключ" строил совместно с рядом западных производителей стройматериалов. "Соглашение между ними предусматривало, что производители становятся соинвесторами строительства, а "Ключстройарсенал" торгует только продукцией этих марок и берет определенные обязательства по объемам реализации, - утверждает собеседник "Ведомостей", - а после кризиса эти объемы оказались нереальными". Теперь "Ключ" сосредоточится на оптовой торговле.

Иную версию приводит руководитель магазина Малик Каримов. По его словам, магазин не вписался ни в одну рыночную нишу. "Полностью реализовать идею расширения ассортимента мы не смогли - не хватило площади. Ведь чтобы открыть гипермаркет стройматериалов, необходимо 15 000 кв. м, а чтобы перепрофилироваться в узкоспециализированный магазин не нужно больше 1000 кв. м. А мы с 6000 кв. м не попадаем ни туда, ни сюда", - говорит Каримов. Эта версия кажется убедительной директору по развитию сети "Старик Хоттабыч" Андрею Михайлову: "Это разумное объяснение. Мы не открываем магазины больше 2000 кв. м".

Однако директор по маркетингу компании Dars Consulting (консультант компании по торговле строительными материалами Bauklotz) Дарья Чернова считает, что проблема, с которой столкнулся "Ключстройарсенал" в другом. "На рынке выигрывает не большой или маленький, а умный. Важно, чтобы продукт компании в чем-то превосходил предложение конкурентов - был самым качественным, самым дешевым, самым эксклюзивным и т. д. Когда-то "Ключстройарсенал" позиционировал себя как эксклюзивный магазин, но потом вообще перестал себя продвигать. А тем временем конкуренты стали делать упор именно на свою эксклюзивность. В рекламе Bauklotz основным "месседжем" было "немецкое качество", у Marktkauf - "самый большой выбор", у Metrо - "доступные цены", - говорит она.

Источник: Ведомости