20.06.2003

АвтоВАЗ оценил свои брэнды



Как стало известно Ъ, ОАО АвтоВАЗ и Внешторгбанк (ВТБ) учредили новую компанию – "Лада-имидж", которой Волжский автозавод передал права на использование товарных знаков "Лада", "АвтоВАЗ" и надпись "LADA" в овале. По словам гендиректора "Лады-имидж" Вячеслава Буракова, его компания будет контролировать использование брэнда АвтоВАЗа сторонними фирмами. Идею выгодно использовать свой товарный знак менеджменту АвтоВАЗа подсказал ВТБ, который уже провел оценку своей интеллектуальной собственности и приплюсовал ее стоимость к остальным активам.

51% акций в ЗАО "Лада-имидж" принадлежит Волжскому автозаводу, 49% – Внешторгбанку. По информации Ъ, вкладом ВТБ в уставный капитал ЗАО являются денежные средства (их размер не уточняется), а АвтоВАЗа – права на товарные знаки. В пресс-службе АвтоВАЗа уточнили, что эти права переданы "Ладе-имидж" по лицензионному договору. Стоимость лицензии в пресс-службе не сообщили, хотя, по информации господина Буракова, предварительно АвтоВАЗ провел оценку своих брэндов. Предполагается, что "Лада-имидж" наравне с АвтоВАЗом за определенную плату будет выдавать разрешения на использование заводской символики дилерам, а также сама начнет выпускать фирменные аксессуары.

Скорее всего, автором идеи заработать на брэнде является сам ВТБ. Еще весной в рамках предпродажной подготовки он провел оценку своего товарного знака. Итог этой работы также держится в строжайшей тайне, но известно, что цена интеллектуальной собственности может составлять значительную стоимости активов компании.

Адвокат, специализирующийся на патентном праве, Александр Осокин говорит, что лицензионный договор может быть двух видов: исключительный, по которому право использования товарного знака принадлежит только самому АвтоВАЗу и "Ладе-имидж", и неисключительный, предполагающий передачу этих прав кому-то еще. На АвтоВАЗе не уточнили статус лицензии, переданной "Ладе-имидж". Однако Вячеслав Бураков говорит, что "Лада-имидж" будет сама заключать соглашения с дилерами завода об использовании брэндов или в судебном порядке добиваться отказа от незаконного использования товарного знака. Это косвенно подтверждает исключительный характер лицензии "Лады-имидж".

По мнению господина Осокина, осторожность представителей Волжского автозавода в комментариях может быть связана с несовершенством налогового законодательства. Несмотря на то что Гражданский кодекс декларирует право учредителей вносить в уставный капитал лицензию на право использования товарного знака, Налоговый кодекс не относит ее к нематериальным активам, то есть поставить эту собственность на баланс весьма проблематично.

Покупатели не приняли "Желтую акулу"

До конца года будет снята с производства самая дорогая модификация "десятого" семейства АвтоВАЗа – трехдверный ВАЗ-21106 (стоит более $12 тыс.). Об этом Ъ сообщил Юрий Архипов, гендиректор компании–производителя этого автомобиля "Лада Тул". ВАЗ-21106 – доведенный до конвейера проект 1995 года "Желтая акула" – первая разработка седана класса GT на базе "Жигулей", выполненная компанией, независимой от АвтоВАЗа. Проект финансировал тольяттинский предприниматель Алик Гасанов. Для запуска "Желтой акулы" в серию в 1996 году было создано ЗАО "Ладашарк", среди учредителей которого кроме самого господина Гасанова был нынешний главный конструктор АвтоВАЗа Владимир Губа. После убийства Алика Гасанова в ноябре 1996 года разработка досталась компании "Лада Тул". Она входит в холдинг "Моторика", учрежденный менеджерами опытно-промышленного производства (ОПП) АвтоВАЗа, в том числе директором ОПП Сергеем Перевезенцевым. ВАЗ-21106 оборудован 16-клапанным двухлитровым двигателем Opel C20SEL Ecatec мощностью 136 л. с., коробкой передач Opel, катушкой зажигания Bosch, системой управления Motronic. Из-за отсутствия спроса производство ВАЗ-21106 сократилось до четырех-шести штук в месяц (с начала года собрано 50 машин).

Источник: Коммерсант