20.06.2003

"Ножки Буша" из России. Крупный производитель птицы Tycon Food присматривается к нашим фабрикам



Один из крупнейших в мире производителей мяса птицы - американская компания Tyson Foods Inc. - готовится приобрести в России одну или несколько птицефабрик. Как стало известно "Ведомостям", уже полгода делегация этой компании во главе с руководителем международных проектов Tyson Грегом Ли проводит ознакомительный вояж по всем крупным российским птицефабрикам. В российских компаниях не сомневаются, что американцы в итоге придут в Россию, и готовятся к ценовой войне за курятину.
Основанная в 1935 г. компания Tyson Foods (Арканзас, США) является мировым лидером по производству и продаже курятины, говядины и свинины. Продукты компании реализуются в 80 странах мира, в 22 странах находятся представительства Tyson. После покупки в 2001 г. за $4,7 млрд компании IBP к активам Tyson добавился Тушинский мясокомбинат в Москве. Годовой оборот компании превышает $25 млрд.

По данным Института аграрного маркетинга, в 2002 г. крупнейшими российскими птицефабриками, специализирующимися на бройлерах, были: липецкий "Золотой петушок-инвест" (22 011 т) , подмосковные "Элинар-бройлер" (14 000 т) и Петелинская птицефабрика (11 200 т) , курская "Красная поляна" (11 126 т) и калининградский "Балптицепром" (10 620 т).

Как заявил вчера на подписании кредитного соглашения с IFC управляющий директор ОАО "Росхлебопродукт" (входит в "Агрос") Михаил Докукин, американская компания Tyson Foods изучает возможность работы в России. По его словам, в мае делегация американской компании уже посетила принадлежащую "Агросу" компанию "Ставропольский бройлер". "До этого мы вели активную переписку по электронной почте, и это был первый визит американцев на наши птицефабрики, - говорит Докукин. - Но ни о чем конкретном мы не договорились, обсуждаются различные варианты".

Как стало известно "Ведомостям" от участников рынка, Tyson изучает российские птицефабрики с осени прошлого года, начав с российско-американской компании "Элинар-бройлер". Заместитель гендиректора "Элинар-бройлера" Владимир Горбачев заявил "Ведомостям", что американцы с осени уже четыре раза побывали на его птицефабриках. В январе представители Tyson посетили АПК "Михайловский" (входит в АПК "Черкизовский") , а в мае делегация знакомилась с работой оренбургских птицефабрик птицеводческой компании "Разгуляй". По словам директора компании "Разгуляй" Николая Хаустова, делегация была достаточно многочисленная, а возглавлял ее руководитель международного направления Tyson Грег Ли (второе лицо в компании после исполнительного директора Джона Тайсона).

В российском представительстве Tyson подтвердили факт пребывания делегации в России, но комментировать ее цели отказались, посоветовав обратиться в головной офис. Официальный представитель Tyson Foods в США Эд Николсон сообщил "Ведомостям", что никаких заявлений о расширении бизнеса в России компания не делала, а присутствие делегации в Москве объяснил тем, что в Москве у компании есть уже один актив - Тушинский мясоперерабатывающий комбинат. По его словам, нет в России и Грега Ли. "Мне казалось, что он находится в Западной Европе", - заявил официальный представитель Tyson Foods.

Директора компаний, принимавших Tyson, также подтвердили, что никаких официальных предложений им не поступало. "Они пока объезжают все российские птицефабрики, смотрят на производство и проводят оценку, выгодно или нет покупать бизнес в России, - говорит Горбачев. - Они очень осторожны в оценках и на каждом предприятии говорят, что возможен совместный проект". Тем не менее все опрошенные "Ведомостями" птицеводческие компании не сомневаются, что Tyson готовит экспансию в Россию. К этому шагу его вынудит введенное в мае квотирование на поставки импортного мяса в нашу страну. По оценке Института аграрного маркетинга, на долю Tyson приходилось до 60% поставляемой в Россию американской курятины и поэтому ограничения импорта больше всех сказались на бизнесе именно этой компании. По словам Хаустова, американцы хотят приобрести в России одну или несколько птицефабрик, чтобы компенсировать сократившиеся объемы поставок своей продукции из США.

Появление Tyson Foods на российском курином рынке может значительно усложнить бизнес агрохолдингов, начавших инвестировать в птицеводство. Хаустов считает, что Tyson сможет долгое время держать низкие цены на курятину, чем вызовет уход с рынка небольших птицефабрик. "Но после экспансии американских окорочков в 90-е гг. нам уже ничего не страшно, хуже все равно не будет", - говорит Хаустов. Докукин надеется на то, что Tyson будет довольно долго решать, стоит или нет покупать российские птицефабрики, и к этому времени "Ставропольский бройлер" сможет на равных конкурировать в России с американцами. А Горбачев считает, что особо бояться российским птицеводам нечего: "Даже вдвое увеличив производство отдельной птицефабрики, американцы не смогут сильно повлиять на весь рынок". Российский Мясной союз оценивает российский рынок мяса птицы в $3 млрд, из которых на птицу российского производства приходится $1,2 млрд. В этом году, по прогнозам союза, производство птицы в России вырастет на 15 - 18%.

Источник: Ведомости