24.06.2003

"Профи" из Sportland. Эстонский и российский ритейлоры создают СП



Как стало известно "Ведомостям", в ближайшее время крупнейшая в Прибалтике сеть спортмагазинов - эстонская Sportland и владеющая 10 магазинами в столице сеть "Профи" учредят совместное предприятие. Партнеры намерены за 2 - 3 года открыть около 30 совместных магазинов под вывеской Sportland. Конкуренты в реалистичности этих планов сомневаются.
Сеть "Профи" основана в 1999 г. , насчитывает 10 магазинов (общая площадь 500 кв. м) , оборот которых в 2002 г. составил более $10 млн. Объем московского рынка спорттоваров, по оценкам его участников, составляет $400 - 600 млн с учетом оптовых рынков.

Sportland владеет 25 магазинами (средняя площадь 1000 кв. м) в Эстонии, Литве и Латвии. В 2002 г. консолидированный оборот этих трех подразделений составил $34 млн. Недавно Sportland открыла первый магазин в России - арендовала 257 кв. м в ТЦ "О'Кей" в Петербурге.

По словам гендиректора "Профи" Олега Румянцева, переговоры о возможности совместного бизнеса партнеры начали еще в январе. А уже в апреле стороны решили создать на паритетных началах совместное предприятие. По словам директора по международному развитию Sportland Кристо Вайно, сейчас утверждается устав СП, его учредительные документы будут подписаны в ближайшее время, а в середине августа планируется запустить первый совместный проект - магазин Sportland площадью 1500 кв. м в ТЦ "Мега".

Существующие на сегодняшний день 10 магазинов "Профи", по словам Румянцева, в СП включены не будут и продолжат работу под старой вывеской еще минимум три года. Однако все магазины, которые будут открыты совместно, будут называться Sportland. Их в ближайшие 2 - 3 года партнеры планируют открыть до 30 в Москве и регионах. Точный объем инвестиций в развитие сети партнеры не называют, но гендиректор "Профи" сообщил, что вложения в один магазин сегодня составляют от $600 000 до $800 000.

Эстонцев не смущают скромные показатели будущих партнеров - коммерческий директор сети магазинов "Пан Спортсмен" Максим Горшков считает, что по обороту за 2002 г. "Профи" занимает 4 - 5-е место среди сетей спорттоваров Москвы. "Из всех московских операторов концепция "Профи" показалась наиболее близкой к концепции Sportland", - говорит Вайно. У "Профи" есть опыт оптовой торговли спортивными брэндами (ей принадлежат эксклюзивные права на дистрибьюцию марки Kangol в России). По словам Румянцева, эстонцы также планируют через СП продавать в России брэнды, на которые у них есть эксклюзив в Прибалтике, в частности Russell Athletic и Ande One из высокой ценовой ниши. По оценке Вайно, в 2004 г. на оптовые продажи может приходиться 20 - 30% оборота СП.

Этот альянс не первый на рынке торговли спорттоварами. В 2002 г. сеть "Пан Спортсмен" (11 магазинов) купила небольшую сеть "Джим & Тоник" (четыре магазина). Усиление конкуренции подталкивает сети к укрупнению. Сейчас лидер "Спортмастер" опережает по обороту других участников рынка ( "Пан Спортсмен", "Профи", "Мир спорта", "Спортсити" и др. ) в разы. Выручка "Спортмастера" в 2002 г. превысила $100 млн, а оборот крупнейшей после него сети "Пан Спортсмен" - около $15 млн. Поэтому эксперты считают альянс "Профи" и Sportland естественным.

Впрочем, к значительному усилению рыночных позиций альянса он не приведет, полагают конкуренты. "Если они объединились только для создания единой закупочной базы, чтобы добиваться лучших условий от поставщиков, это бесполезный альянс. Даже в сумме продажи "Профи" и Sportland слишком малы. Чтобы добиваться новых уступок от поставщиков, оборот нужно увеличить как минимум в 2,5 - 3 раза", - считает Горшков из "Пан Спортсмена".

А директор по розничным продажам "Спортмастера" Леонид Страхов сомневается в реалистичности планов СП: "Финансовый потенциал эстонской сети не столь велик, чтобы открыть здесь 30 магазинов. А "Профи" не имеет сильной инфраструктуры: сильной информационной системы, хорошей внутренней логистики, системы подготовки персонала, даже хорошего портфеля брэндов. Поэтому смысл этого альянса для меня - вопрос открытый".

Источник: Ведомости