24.06.2003

Fiat продолжает увольнения. Чтобы снизить издержки автомобильного подразделения



Болезненная реструктуризация итальянского промышленного конгломерата Fiat SpA продолжается. На этой неделе компания объявит о новых массовых увольнениях.
Объявление о сокращении около 12 000 рабочих мест, как ожидается, будет сделано в четверг, после очередного заседания совета директоров Fiat SpA. Кадровые сокращения затронут производства сельскохозяйственного оборудования CNH, грузовиков Iveco и автозапчастей Magneti Marelli. Основная часть увольнений придется на зарубежные филиалы Fiat, но и в самой Италии досрочно будут отправлены на пенсию около 1000 человек.

Сокращая персонал за рубежом, руководство Fiat старается не допустить широкомасштабных акций протеста, подобных тем, что прошли в Италии прошлой осенью. Тогда в долгосрочные отпуска были отправлены около 8500 рабочих - главным образом, сотрудники итальянских автосборочных предприятий Fiat. Всего на заводах концерна заняты около 190 000 человек, из них примерно половина - в Италии.

Очередные увольнения - часть плана по реструктуризации бизнеса, объявленного руководством Fiat во главе с председателем совета директоров Умберто Аньелли. В первую очередь - реструктуризации его автомобилестроительного подразделения. По итогам 2002 г. чистый долг Fiat составил около 3 млрд евро ($3,5 млрд). При этом операционные убытки Fiat Auto по итогам прошлого года составили около 1,4 млрд евро ($1,49 млрд) , а уже в I квартале 2003 г. - 334 млн евро ($386,9 млн). Компания рассматривала различные варианты реструктуризации автомобилестроительного подразделения, вплоть до выделения его из состава концерна. Руководство таким образом планировало привлечь в Fiat Auto инвестиции на сумму 5 млрд евро ($5,8 млрд).

Кроме сокращения издержек программа возрождения Fiat предусматривает увеличение инвестиций в исследование и разработку новых моделей - до 4 - 6% от годового оборота с нынешних 2,5%. А в феврале Fiat заявил, что инвестирует в автомобилестроительное подразделение около 3 млн евро ($3,5 млрд) за счет внутрикорпоративных займов. Кроме того, Fiat выручил около 7 млрд евро ($8,1 млрд) от распродажи ряда непрофильных активов. А уже на этой неделе должна быть завершена сделка по продаже аэрокосмического подразделения Fiat Avio американскому фонду прямых инвестиций Carlyle Group за 1,6 млрд евро ($1,8 млрд). Весомую часть этих средств также планируется направить на поддержку Fiat Auto.

Также большие надежды Fiat связывает со своим главным партнером - американской General Motors, которой принадлежит 20% Fiat Auto.

По условиям соглашения между GM и Fiat, подписанного в 1999 г. , последняя имеет право уже 24 января 2004 г. воспользоваться опционом на продажу своих 80% в Fiat Auto. Однако новое руководство компании предпочитает продолжать реструктуризацию Fiat Auto - предмет национальной гордости, а не продавать его.

Вполне вероятно, что GM может пойти на оказание финансовой помощи Fiat в обмен на согласие последней изменить условия опциона. Американская компания явно не горит желанием тратиться на выкуп акций Fiat Auto. В последнее время GM сама несет заметные финансовые потери из-за ценовой войны на авторынке США и вынуждена привлекать значительные средства для финансирования своей пенсионной программы. (WSJ, 23. 06. 2003, Владимир Волков)

Источник: Ведомости