25.06.2003

Банки обживают АЗС. Заправки становятся мини-офисами



Вслед за Ситибанком, оснастившим автозаправки BP автоматизированными мини-офисами, обживать АЗС начинают и другие российские банки. "МЕНАТЕП-СПб" готовится установить свои терминалы на столичных автозаправках НК "ЮКОС". Аналогичный проект запущен у Международного московского банка с компанией Neste в Санкт-Петербурге. Эксперты объясняют эту тенденцию ужесточающейся на розничном рынке конкуренцией и повышением требований клиентов к банковскому сервису.
Как сообщил "Ведомостям" председатель правления "МЕНАТЕП-СПб" Дмитрий Лебедев, банк запланировал установку сети терминалов с расширенным набором функций, прежде всего - на автозаправочных станциях "ЮКОСа". С помощью таких терминалов можно будет не только снимать наличные, но и пополнять банковские счета, проводить определенные платежи, конвертировать валюту. По его словам, до конца 2003 г. на столичных АЗС нефтяной компании должны появиться около 10 терминалов, а "в дальнейшем будет принято решение о тиражировании этого опыта на другие регионы". "Это существенно повышает уровень сервиса, а в ряде случаев значительно экономит издержки [банка], ведь терминал позволяет выполнять ряд операций без затрат по открытию многофункционального офиса", - говорит Лебедев.
"МЕНАТЕП-СПб" не первопроходец - о запуске аналогичного проекта с компанией BP в конце 2002 г. объявил Ситибанк. На автозаправочных комплексах им открыто уже 27 автоматизированных мини-офисов, а к концу сентября их число планируется довести до 41 (в соответствии с количеством АЗС у BP). "Мы довольны проектом, автоматизированные мини-офисы пользуются все возрастающей популярностью, - говорит менеджер по развитию сети банкоматов и отделений Ситибанка Сергей Ларченко. - Банки заинтересованы в партнерских отношениях с ритейловыми сетями (супермаркеты, АЗС, пункты быстрого питания) , поскольку заключение одного такого соглашения дает доступ на десятки активно посещаемых точек. И затраты на поиск и оборудование места для предоставления банковских услуг получаются существенно меньше, чем на открытие стандартного банковского отделения".
Директор аналитического центра "РусРейтинг" Ольга Еременко говорит, что такие услуги привычны в большинстве западных стран, а в России они стали появляться лишь недавно - благодаря усиливающейся на розничном рынке конкуренции. "Банки борются за клиента различными способами, в том числе создавая сети автоматизированных мини-офисов", - говорит она. Ей вторит аналитик Standard & Poor's Екатерина Трофимова, которая говорит о "повышении требований клиентов к качеству услуг и предоставлению круглосуточного сервиса". Она считает, что подобные проекты - отчасти маркетинговый ход, позволяющий позиционировать банк как высокотехнологичный, но полностью заменить традиционное обслуживание они не могут. По мнению Трофимовой, автоматизированное обслуживание будет востребовано только в крупнейших мегаполисах - в Москве, затем в Санкт-Петербурге и уж потом в других городах. Однако питерские банкиры уже осваивают автозаправки. По словам заместителя генерального управляющего санкт-петербургского отделения Международного московского банка Александра Конышкова, в Северной столице банк уже установил восемь банкоматов на АЗС финской Neste. Через банкоматы вскоре можно будет не только снять наличные, но и "оплатить некоторые услуги". "Мы готовимся к проектам с розничными сетями в Москве и Санкт-Петербурге", - говорит Конышков.

Источник: Ведомости