27.06.2003

23 июня ГИПП организовала в МПТР России "круглый стол", посвященный проблемам регистрации товарных знаков и их защиты в сегменте печатных СМИ, а также порядку регистрации периодических изданий



Гильдия подняла вопрос регистрации изданий, а также регистрации и защиты товарных знаков в связи с неоднократно возникающими на издательском рынке спорами о правах на то или иное название издания и имеющимися нестыковками в российском законодательстве по этому вопросу.

Известно множество примеров недобросовестной конкуренции при регистрации новых изданий с названиями, сходными до степени смешения с известными СМИ. Наиболее известные примеры: Известия / Новые известия, Вояж / Вояж и отдых, Карьера / Формула карьеры, Здоровье / Здоровье от природы и многие др.

Проблемы возникают в результате того, что действующий Закон о СМИ не устанавливает каких-либо ограничений для выбора названия средства массовой информации при регистрации. По закону издателю может быть отказано в регистрации издания только при полном совпадении его названия с названием другого уже зарегистрированного издания.

Средством защиты от недобросовестного конкурентного приема - позиционирования одного СМИ путем сходства с другим - является регистрация названия СМИ как товарного знака. В этом случае Закон РФ "О товарных знаках" дает правообладателю право запрещать использование товарного знака или сходного с ним обозначения другими лицами. Это право может отстаиваться правообладателем в суде.

Но с юридической точки зрения даже регистрация названия СМИ как товарного знака по действующему законодательству не может служить основанием для отказа МПТР зарегистрировать схожее название. В новой версии закона о СМИ (предложенного Индустриальным комитетом) сделаны попытки юридически решить проблему:
- в регистрации изданию может быть отказано, если его название "совпадает или имеет сходство до степени смешения" с название ранее зарегистрированного издания;
- производится перерегистрация издания "на основании судебного решения о запрете использования в наименовании товарных знаков без разрешения их правообладателей".

Одной из острых тем, затронутых в рамках круглого стола и вызвавших оживленную дискуссию, стала тяжба между ЗАО "Журнал "Здоровье" и ИД "Венето".

Круглый стол выявил необходимость предоставления издателям подробной информации о порядке и процедуре регистрации изданий в МПТР, о порядке регистрации товарных знаков и правах по их защите.

Круглый стол вели Пуля Ю.С., и.о. начальника управления периодической печати МПТР России и Казакова Ю.Г., исполнительный директор ГИПП.

В работе круглого стола приняли участие: представители более 30 издательских домов - членов ГИПП; от МПТР - Терновская Т.П. (правовое Управление периодической печати МПТР), Кудий Г.Н. (Управление периодической печати МПТР); Горленко С.А. (Российское агентство по патентам и товарным знакам, РОСПАТЕНТ); Энтин В.Л. (межтерриториальная коллегия адвокатов "Клишин и Партнеры", эксперт по защите интеллектуальной собственности: авторское право, смежные права, патентное право, товарные знаки и фирменные наименования; право СМИ).