27.06.2003

Carnival штормит. Туристы пока боятся отправляться в дальние путешествия



НЬЮ-ЙОРК - Компания Carnival Corp. , крупнейший мировой оператор круизов, объявила о падении прибылей во II квартале. На возможность поднять цены на круизы в обозримой перспективе компания не рассчитывает. В минувшую среду компания объявила, что по итогам II квартала, завершившегося 31 мая, ее прибыль по сравнению с тем же периодом прошлого года сократилась на 34%. Если по итогам II квартала нынешнего года Carnival зафиксировала прибыль в размере $127,8 млн, то в прошлом году этот показатель составил $194,2 млн. Причем произошло это главным образом по независящим от компании причинам - такие события, как эпидемия атипичной пневмонии и война в Ираке, не способствуют увеличению числа потенциальных туристов.

А потому, несмотря на то что количество бронируемых туров с середины мая начинает расти, в руководстве Carnival утверждают, что компании потребуется удерживать продажи на высоком уровне на протяжении достаточно длительного периода, прежде чем она сможет позволить себе значительно поднять цены.

В прошлом году операторам круизов, а точнее, их инвесторам будущее представлялось в куда более радужном свете. После резкого спада, последовавшего за событиями 11 сентября, в течение 2002 г. ситуация начала выправляться - пассажиропоток увеличивался, а цены росли.

Однако в первом полугодии 2003 г. на туристический бизнес вновь посыпались удары: зимой - несколько случаев заболеваний среди пассажиров, весной - война в Ираке и эпидемия атипичной пневмонии. Кроме того, неспокойная ситуация на Ближнем Востоке и в связи с этим повышенная опасность терактов. В результате круизные линии вынуждены продавать круизы со значительными скидками.

"Мы не помним, когда еще против нас работало столько факторов, на которые мы никак не можем повлиять", - заявил в среду Ховард Фрэнк, заместитель председателя совета директоров и директор по операциям Carnival, в ходе селекторного совещания с аналитиками Уолл-стрит.

Страхи, охватившие общественность перед войной в Ираке, ударили по компании сильнее всего. Пик страхов пришелся на период с января по март. Между тем именно в это время большинство туристов бронирует места на период весенне-летних отпусков.

Руководители Carnival утверждают, что последствия иракской войны скажутся и на годовых результатах компании. По прогнозам самой корпорации, в III квартале прибыль в расчете на акцию должна составить $0,83 - 0,87, а в IV - $0,24 - 0,28. Между тем, по данным компании First Call, аналитики прогнозируют прибыль порядка $0,93 на акцию в III квартале и $0,32 на акцию - в четвертом.

Впрочем, существуют и обнадеживающие показатели. По сравнению с тем же периодом прошлого года за пять недель с 19 мая по 22 июня число забронированных мест увеличилось на 54%.

По мнению агента по продаже туров Бена Шапиро из компании Dolphin Travel, в последнее время продажи круизов стали расти, особенно на маршрутах из портов США в Карибское море и на Аляску. "Ситуация начинает выправляться, - говорит он. - Однако мне кажется, что народ еще слишком нервничает, чтобы отправляться в дальние путешествия".

Источник: Ведомости