27.06.2003

Цементный передел. Рынок поделят два крупных игрока



Второй по величине производитель цемента Западной Сибири "Искитимцемент" планирует в этом году почти в два раза увеличить объем производства. Компания столкнется в борьбе за рынок с крупнейшим игроком региона - компанией "Топкинский цемент", которая также собирается наращивать выпуск продукции. Другие заводы пытаются не отстать, но из-за существенно меньших мощностей вряд ли в ближайшее время составят конкуренцию лидерам. Крупнейшими производителями цемента в Западной Сибири являются пять предприятий: ООО "Топкинский цемент" (п. Топки, Кемеровская область, контролируется ФПС "Сибконкорд") , в 2002 г. произвел 1,55 млн т (проектная мощность 2,7 млн т) , ОАО "Искитимцемент" (ПКГ "РАТМ") - 650 000 т (2,6 млн т) , Кузнецкий цементный завод (Новокузнецк, "ПланетаСпорт") - около 150 000 т (1 млн т) , Яшкинский завод стройматериалов (п. Яшкино, Кемеровская область) , практически не производит цемент, и "Алцем" (Алтайский край, 61% в собственности краевой администрации) - около 100 000 т в год.

По расчетам специалистов "Евроцемента", в этом году производство цемента в России может вырасти на 6% и составить более 39 млн т. Если исходить из прогноза развития строительного комплекса страны, то через 5 - 6 лет потребность в цементе может возрасти до 45 - 46 млн т в год.

Как сообщил "Ведомостям" председатель совета директоров "Искитимцемента" Георгий Глебов, перед предприятием стоит задача довести объем производства цемента в этом году до 1 млн т. "Пока мы выдерживаем планы - с начала года произведено более 390 000 т, что в два раза выше прошлогоднего уровня. Наша задача - сохранить темп производства", - отмечает Георгий Глебов. На этой неделе совет директоров "Исктимцемента" утвердил в должности гендиректора предприятия Николая Кулиша. С августа 2002 г. он исполняет обязанности гендиректора ОАО после ухода с этого поста прежнего директора Сергея Хохлова. Глебов надеется, что Кулишу удастся сохранить набранный темп производства до конца года.

По словам Глебова, завод в этом году станет активно восстанавливать позиции, утраченные в конце 90-х: "Мы будем отрывать свою долю у конкурентов - наши основные регионы сбыта традиционно были Новосибирская, Омская, Томская области и Алтайский край. В Кемеровскую область входить не планируем". Сейчас в структуре сбыта "Искитимцемента" около 65% занимает Новосибирская область, Томская область и Алтайский край - по 15% , Омская область - около 5%.

В середине 90-х "Искитимцемент", по данным компании, контролировала 32 - 35% рынка цемента Западной Сибири, занимая более 90% новосибирского рынка, 17% - в Томской области, 10% - в Омской и 13% - в Алтайском крае.

Главным конкурентом "Искитимцемента" выступает компания "Топкинский цемент", которая в этом году планирует увеличить производство примерно на 10% до 1,7 млн т. Сбывать основной объем лидер рынка предполагает в тех же регионах, что и "Искитимцемент". Главный экономист "Топкинского цемента" Виктор Зинкевич отмечает, что Новосибирская область занимает 2-е место в общем объеме сбыта продукции - 20% , после Кемеровской области - 24%. Еще 15% приходится на Омскую область, по 12 - 13% - на Томскую область и Красноярский край и 10% - на Алтай. Он объясняет причины региональной экспансии завода более интенсивными темпами строительства в соседних областях: "К сожалению, в Кемеровской области не такие высокие темпы строительства, как в соседних регионах. Приходится большую часть продукции вывозить".

Остальные производители цемента вряд ли смогут оказать существенное влияние на конкурентную борьбу этих двух заводов. Кузнецкий цементный завод (Новокузнецк) планирует удвоить объемы производства до 300 000 т. Причем сбывать эти объемы также планируется помимо Кемеровской области в Новосибирской области и Алтайском крае.

Гендиректор "Алцема" ( "Алтайский цемент") Вячеслав Гагай отмечает, что его предприятие вряд ли составит конкуренцию этим заводам: "Наш годовой объем сопоставим с месячным производством этих заводов. Повлиять на рынок мы объективно не сможем". По его данным, наибольшие объемы сбыта в крае имеет "Топкинский цемент", а затем следует "Искитимцемент".

Представитель одного из цементных заводов, близко знакомый с ситуацией на региональном рынке, говорит, что "Искитимцемент" имеет небольшое преимущество из-за географического положения: "За счет более удобного положения [в центре региона] завод может привлечь к себе потребителей из пяти регионов". С географическим преимуществом "Искитимцемента" согласны и на "Топкинском цементе", однако сомневаются, что это даст реальное преимущество в борьбе за потребителя.

Источник: Ведомости