27.06.2003

Рынок готов к автогражданке. Купить обязательный полис до конца года собираются 74% автолюбителей



Российские автомобилисты оказались на удивление смиренными. Хотя большинству из них не нравится закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, почти 74% собираются приобрести страховой полис до конца года. И лишь чуть более 1% намерены платить штрафы за отсутствие полиса или "договариваться" с гаишниками. Таковы результаты опроса автомобилистов, проведенного ВЦИОМ по просьбе "Ведомостей". Они превзошли самые оптимистические ожидания страховых компаний. Опрос, проводившийся 20 - 24 июня ВЦИОМ по репрезентативной выборке, показал, что 26% российских семей имеют автомобиль. Среди опрошенных автомобилистов 95,4% знают, что с 1 июля вступает в силу закон об обязательном страховании гражданской ответственности при управлении автомобилем. Одобряют принятие закона около 24% опрошенных, а почти 59% относятся к нему отрицательно (остальные затрудняются ответить). Около 68% называют тарифы по автогражданке завышенными. Тем не менее 73,6% собираются приобрести страховой полис до 1 января 2004 г. - с этого дня ГАИ начнет штрафовать за его отсутствие. Около 25% автомобилистов еще не определились, и лишь 1,3% предпочитают платить штрафы или "договариваться" с гаишниками.

Страховщиков информированность автомобилистов приятно удивила. "Это очень хороший результат, мы предполагали, что точную дату знает меньшее количество автомобилистов", - отметил заместитель гендиректора СК "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. Значит, Российский союз автостраховщиков, который на средства страховщиков вел масштабную PR-кампанию, "выполнил свою задачу по информированию о вступлении в силу закона", говорит Иванов. "Мы можем вздохнуть спокойно: значительно больше людей, чем мы ожидали, знают о законе", - вторит ему заместитель гендиректора ПСК Вадим Мочалкин. Правда, он считает, что "PR-кампания от имени страховщиков была запущена с опозданием, рекламу этого события в итоге обеспечили выступавшие против закона".

А вот отношение автомобилистов к закону и к тарифам по автогражданке страховщиков огорчило, но они нашли ему массу объяснений: естественное нежелание платить за полис, низкая страховая культура и неверие в действенность механизма страхования.

"Опросы об отношении к обязательному страхованию автогражданской ответственности проводились многократно, и они показывали, что большинство россиян в целом одобряет саму идею, - отмечает замдиректора информационно-аналитического центра ОСАО "Ингосстрах" Алексей Зубец. - Но когда выясняется, что за это надо платить, отношение меняется". По оценке "Ингосстраха", россияне готовы тратить в целом на страхование не более 1,5 - 2% своих доходов, а для большей части населения плата за полис по автострахованию получается больше.

Гендиректор "АльфаСтрахования" Владимир Скворцов сетует на то, что эти расходы многие вообще считают лишь дополнительным налогом: "Люди не до конца верят, что при аварии [страховщиками] будут выплачиваться деньги, что в действительности будет страховая защита".

Однако противники закона представления россиян считают абсолютно адекватными. По мнению депутата Госдумы и председателя Всероссийского общественного движения автомобилистов Виктора Похмелкина, "сомневающиеся" в оценке закона и тарифов автомобилисты примкнут к лагерю несогласных, как только закон об автостраховании начнет действовать. "Многие думают, что у нас будет как на Западе: столкнулись, обменялись полисами, разъехались и на следующий день получили страховые выплаты, да еще в полном объеме, - уверен Похмелкин. - Такого не будет".

Страховщиков также удивила решимость большинства автомобилистов обзавестись полисом еще до конца этого года. "Цифры слишком оптимистичны, - говорит Скворцов из "АльфаСтрахования". - По нашей оценке, застрахованных будет меньше. Если в первые месяцы 2004 г. полис получат 60% , это можно считать хорошим результатом". А Зубец из "Ингосстраха" уверен, что реальное число тех, кто откажется от покупки полиса и будет искать "обходные" варианты, будет гораздо больше 1% - ведь лишь 10% считают утвержденные в законе тарифы обоснованными. Среди опрошенных "Ведомостями" экспертов лишь Иванов из "РЕСО-Гарантия" заявил, что данные ВЦИОМ совпадают с его прогнозом. Он даже ожидает, что "сомневающиеся" автомобилисты захотят купить полис "после первого же штрафа ГАИ на 500 - 800 руб. ".

Источник: Ведомости