30.06.2003

Бесконечные карточки ввели "ВымпелКом" и МТС



В конце прошлой недели столичные сотовые операторы "ВымпелКом" и "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) сделали абсолютно одинаковые маркетинговые ходы. Оба оператора пообещали своим самым низкодоходным абонентам - тем, кто пользуется предоплатными тарифными планами (prepaid-планами) , - не отключать телефоны, если они вовремя не пополняют счет. Эксперты указывают, что в результате абонентские базы обоих операторов наполнятся "мертвыми душами", а средний доход с абонента уменьшится.
Услугами "ВымпелКома" (торговая марка "Би Лайн") пользуются около 7 млн человек, из них 78% - абоненты семейства тарифных планов "Би+", работающих по системе prepaid. По данным ACM-Consulting, средний доход с одного абонента (ARPU) prepaid-планов у "ВымпелКома" составляет $8,1 в Москве и около $7 в регионах. У МТС в России, Белоруссии и на Украине около 11 млн клиентов, prepaid-планами "Джинс" пользуются более 1 млн человек. По данным МТС, ARPU абонентов "Джинс" составляет $10,3.

Тарифные prepaid-планы были введены "ВымпелКомом" несколько лет назад. Предоплатные телефонные карты "Би+" позволяют быстро пополнить персональный счет на телефоне, при этом абонент не платит ежемесячную абонплату. У МТС семейство prepaid-планов "Джинс", также пополняемых через предоплаченные карты, появилось в конце прошлого года.

Prepaid-планы рассчитаны на экономных малоговорящих абонентов, привыкших считать каждую копейку. Чтобы установить минимальные границы длительности разговоров, операторы сделали сроки действия карт оплаты конечными. Например, карту "Би+" за $5 надо было успеть "выговорить" за неделю, карта с номиналом $20 действовала 60 дней. Операторы не скрывали, что более длительные сроки эксплуатации карты им невыгодны. Однако, похоже, конкуренция за малоговорящих абонентов сегодня столь высока, что пришло время отказаться от временных ограничений работы карт вообще.

В прошлый четверг "ВымпелКом" объявил, что с 30 июня в московском регионе срок действия платежа за услуги связи становится фактически неограниченным. Платеж абонента любого из тарифных планов семейства "Би+" размером в $10 действителен в течение 10 лет. Единственное, что оператор требует взамен, - не допускать обнуления баланса "электронного" счета и хотя бы раз в полгода совершать платный звонок или отправлять платное сообщение. "Теперь для всех наших абонентов появляется возможность тратить на связь столько, сколько они захотят и когда они захотят, - неизрасходованные деньги всегда будут в их распоряжении", - говорит первый вице-президент "ВымпелКома" Николай Прянишников.

На следующий день, в пятницу, МТС познакомил рынок со своим новым тарифным планом "Супер Джинс" с отсутствием ограничений по срокам действия платежей. Судя по тому, что разосланный СМИ пресс-релиз датирован 30 июня, действия конкурента вынудили МТС поторопиться с этим объявлением. Кроме снятия ограничений, в новом тарифном плане введена единая стоимость для всех видов звонков - в Москве она составляет $0,16 в минуту.

"Теперь, когда у абонентов не будут сгорать остатки денег на счете и срок действия платежа не будет ограничен, компания сможет привлечь новый слой рынка, который смущали обязательства", - говорит первый вице-президент МТС Михаил Сусов. Он надеется, что МТС удастся сохранить ARPU на прежнем уровне. "Если ARPU и снизится, то лишь на считанные проценты. Мы готовились к бесконечным картам полгода и опробовали их в Новосибирске. Проанализировав финансовые результаты, мы поняли, что эксперимент удался", - поясняет Сусов.

В "ВымпелКоме" тоже настроены оптимистично. "Подавляющее большинство абонентов покупают телефоны, чтобы звонить. Мы не ожидаем снижения финансовых показателей. Кроме того, мы рассчитываем, что заблокированные сейчас абоненты активируют новые карты", - говорит директор по связям с общественностью "ВымпелКома" Михаил Умаров.

Некоторые аналитики считают, что снижение ARPU у обеих компаний все же неизбежно, но оно не будет драматичным. "Новые предложения позволят удержать наименее лояльных и подверженных миграциям абонентов. Это маленькое движение навстречу клиенту - большого сокращения ARPU не будет", - говорит аналитик компании "Тройка Диалог" Евгений Голосной. А вот эксперт "НИКойла" Владимир Богданов настроен более пессимистично. "Абонентские базы операторов будут пополняться некачественными абонентами, - уверен он. - Сейчас "ВымпелКом" и МТС тратят на подключение одного абонента $30 и $20 соответственно. Таким образом, смысл подключения prepaid-клиентов теряется". Богданов предупреждает, что операторы могут спровоцировать абонентов говорить меньше. Другие игроки сотового рынка также сомневаются, что "ВымпелКом" и МТС смогут сохранить ARPU на прежнем уровне. "Отток prepaid-абонентов у них сейчас сильно замедлится, так как "мертвым душам" - неговорящим клиентам - будет позволено числиться настоящими абонентами очень долго", - объясняет топ-менеджер одного из российских сотовых операторов.

Источник: Ведомости