01.07.2003

Nike проявил самостоятельность. С 2004 г. "Делта-Спорт" лишится статуса эксклюзивного дистрибьютора американской компании



Мировые лидеры рынка спорттоваров решились на экспансию в Россию. Со следующего года работать напрямую в нашей стране начнут Nike, N 1 среди производителей спортивной экипировки, и Intersport, один из крупнейших ее продавцов. Наиболее вероятным франчайзером Intersport участники рынка называют компанию "Делта-Спорт", которая скоро утратит статус эксклюзивного дистрибьютора Nike в России. Nike Inc. - крупнейший в мире производитель спорттоваров с оборотом в 2002 г. $9,89 млрд. Под брэндом Intersport, принадлежащем швейцарской компании Intersport International, работают более 4500 магазинов в 25 странах. Большинство из них - франчайзинговые. Их общий годовой оборот составляет 6,6 млрд евро. ЗАО "Делта-Спорт" входит в югославский Delta Holding - дистрибьютор Nike в России, СНГ и Восточной Европе (за исключением Польши). "Делта-Спорт" в России принадлежат шесть одноименных мультибрэндовых, 14 монобрэндовых Nike и два "стоковых" магазина.

С 1993 г. Nike в России представляла компания "Делта-Спорт". Но недавно российские ритейлоры, продающие в своих магазинах продукцию Nike, получили от американской компании письма с уведомлением, что Nike начинает с середины 2004 г. работать напрямую. Получение таких писем "Ведомостям" подтвердили директор по розничным продажам компании "СпортМастер" Леонид Страхов и руководитель коммерческого отдела компании "Пан Спортсмен" Дмитрий Меркулов. Страхов сообщил, что коллекцию весна-лето - 2004 "СпортМастер" будет закупать еще в "Делта-Спорт", а следующую, осень-зима - 2004/2005, - уже в самом Nike. По данным информагентства Sporting Goods Intelligence, "Делта" останется партнером Nike в Балканском регионе.

Массимо Джунко, старший менеджер по связям с общественностью Nike в Европе, Африке и на Ближнем Востоке, подтвердил "Ведомостям", что с июня 2004 г. Nike откроет представительство в России. "Россия привлекает Nike как страна с большим спортивным наследием, растущим рынком и потенциальными бизнес-возможностями", - объяснил он причины этого решения. "Делта-Спорт", по его словам, сможет осуществлять розничные продажи продукции Nike. Размер инвестиций Джунко уточнить отказался.

До сих пор представительство в России было только у немецкого концерна Adidas. "Приход Nike свидетельствует, что ситуация у нас стала стабильной и компания не опасается инвестировать в нашу страну", - считает Дмитрий Биневский, менеджер по маркетингу российского представительства Adidas. Входящий в тройку мировых лидеров по производству спортивной одежды Reebok на российский рынок выходить пока не собирается, говорит Юрий Баев, гендиректор российского дистрибьютора компании "Рибок Россия".

По его мнению, пока еще рано судить, чем обернется приход Nike. "Если они выйдут с большим рекламным бюджетом и проведут снижение цен, то, возможно, повлияют на расстановку сил, если же это будет осторожное исследование рынка, то вряд ли они могут изменить сложившуюся ситуацию", - считает он. По данным его компании, Nike сейчас занимает 2-е место на российском рынке брэндованной спортивной одежды и обуви после Adidas. Reebok со своими 22 - 25% рынка - на 3-м месте. Страхов из "СпортМастера" полагает, что приход Nike - оператора с западным подходом к организации продаж улучшит в России ситуацию с этим брэндом.

Приход Nike в Россию гендиректор "Делта-Спорт" Милован Роганович комментировать отказался. Как и другую обсуждаемую здесь новость - о скором открытии в России магазинов сети Intersport. Информированный сотрудник в швейцарском офисе Intersport подтвердил, что его компания ведет сейчас переговоры с возможным партнером в России. "Я думаю, что это будет не компания Intersport International, а наш представитель, действующий по лицензии. Сейчас мы в стадии обсуждения условий контракта и обнародовать их не можем", - сообщил он. Однако, по данным участников рынка, в переговорах участвует именно "Делта-Спорт", которая через год потеряет эксклюзив на Nike. Страхов из "СпортМастера" считает, у "Делты" пока что нет альтернативного проекта, который мог бы компенсировать ей потерю эксклюзивного контракта с Nike. Он полагает, что большую часть дохода "Делта" получала от оптовой торговли в России продукцией Nike, а не от розницы, ведь из 22 российских магазинов "Делты" 14 - монобрэндовые Nike.

Страхов называет Intersport "закупочным кооперативом", который продает лицензии на свою торговую марку небольшим магазинам. "Инвестиционный потенциал этой организации [Intersport] далеко не так велик, как кажется. Не думаю, что она готова вложить в российский рынок более $50 млн. Если так, на расстановку сил на российском рынке это не повлияет", - заключает Страхов.

Источник: Ведомости